Экологическое воспитание детей на уроках в начальных классах

Статьи о педагогике » Экологическое воспитание детей на уроках в начальных классах

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия её с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе, то они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать такое воспитание нужно с младшего школьного возраста. Именно такой возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира, нравственно-экологической позиции личности, которая определят отношение ребёнка к окружающему миру и к самому себе.

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают всё человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей.

В настоящее время экологическое образование школьников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжёлой экологической ситуацией на нашей планете: быстрый рост народонаселения, а следовательно, проблема его обеспечения пищевыми продуктами, обеспечение промышленности минеральным сырьём, проблема энергетики и, конечно, загрязнение природной среды – всё это создаёт угрозу существования самой жизни на Земле. Только к концу ХХ века человечество осознало всю пагубность своего бездумного «хозяйствования» на Земле. Одной из важнейших причин такого положения дел является экологическая неграмотность населения, неумение предвидеть последствия своего вмешательства в природу. Поэтому международные организации ЮНЕСКО и ЮНЕП поднимают вопрос о необходимости пересмотра содержания, сроков экологического образования жителей Земли.

На сегодняшний день есть много положительного в уже имеющемся опыте экологического воспитания. Стремительно развивающееся движение по охране природы охватило весь мир. Вопрос о том, как должен относиться человек к окружающей среде, волнует каждого жителя на земле. Люди обеспокоились экологическим здоровьем планеты. Образовалась даже так называемая «Партия зелёных», главной целью которой стала охрана среды от загрязнений. Движение «Green peace» - зелёный мир – следит за состоянием окружающей среды во всём мире.

Всё это хорошо, но «минус» состоит в том, что не все интересуются глобальными экологическими проблемами сегодняшнего дня. В экологических кружках и клубах занимаются лишь немногие школьники. Остальных, а они составляют 80% всех учащихся, совсем это не интересует.

В системе непрерывного экологического образования большое значение имеет школа, а в школе – начальные классы. Это объясняется тем, что дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на тревоги и радости, искренне сочувствуют и сопереживают. В этом возрасте идёт активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, эмоций, развитие способностей и интересов. Современные психолого-педагогические исследования убедительно доказали, что возрастные особенности младших школьников способствуют формированию основ экологической культуры, что и является целью экологического образования.

Результаты взаимодействия общества и природной среды неутешительны. И поэтому школой поставлена задача развития экологической культуры младших школьников и воспитателей человека будущего – всесторонне развитой личности, живущей в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующей в рамках экологической необходимости. Чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет её педагогическая результативность при этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей.

Вопросами экологического воспитания и образования занимается довольно много педагогов. Огромная заслуга принадлежит таким выдающимся ученым педагогам и методистам, как И.Ф. Харламов, А.С. Макаренко, Я.А. Коменский, А.Я Герд, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Б.Т. Лихачёв, И.П. Подласый, М.Н. Скаткин, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, А.М. Низова, Л.Ф. Мельчаков, З.А. Клепинина, К.Д. Ушинский, С.Т Шацкий и др. А делают они это по-разному. Это происходит от того, что вопрос экологического воспитания сложен и неоднозначен в толковании. Но главное то, что за всем этим многообразием методов и приемов работы ученики младших классов становятся более экологически воспитанными.

Всё сказанное определило выбор темы исследования: экологическое воспитание младших школьников на уроках.

Цель: выявит возможности экологического воспитания на уроках.

Задачи:

изучит психолого-педагогическую литературу по теме «Экологическое воспитание детей на уроках в начальных классах»;

выявить сущность экологического воспитания;

раскрыть особенности экологического воспитания на уроках;

выявить условия эффективности экологического воспитания на уроках;

разработать методику педагогического эксперимента по формированию экологического воспитания на уроках

Объект: экологическое воспитание

Предмет: процесс экологического воспитания на уроках

Гипотеза: формирование экологического воспитания младших школьников зависит от содержания различных уроков

Методы:

- анкетирование

- тестирование

- наблюдения

- беседы (рассказ)

- практические работы (эксперименты)

- игры (дидактические)

Статьи по теме:

План-конспект урока русского языка
План-конспект урока русского языка в 9 классе на тему: "Закрепление темы «Бессоюзное сложное предложение»" Цели урока: 1)систематизировать знания учащихся о бессоюзных сложных предложениях; ...

Закономерности и условия формирования письменной речи у детей
Как мы уже видели, психологическое содержание процесса письма достаточно хорошо известно психологии, но еще нельзя сказать, что столь же хорошо известны та роль, которую играет каждый из указанных пс ...

Разработка и апробация комплекса коррекционных мероприятий по исправлению шипящего сигматизма
В процессе исследования был разработан и апробирован комплекс коррекционных мероприятий по исправлению сигматизма шипящих звуков у девочки пяти лет, Кати Е., с общим недоразвитием речи III уровня. На ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru