Основные условия эффективности экологического воспитания

Статьи о педагогике » Экологическое воспитание детей на уроках в начальных классах » Основные условия эффективности экологического воспитания

Страница 1

Успех экологического воспитания зависит не только от того, как учитель понимает цели и задачи, но и от создания необходимых условий организации учебно-воспитательного процесса. Основные из них:

учет возрастных и психологических особенностей восприятия и познания природы школьником;

усиление межпредметных связей;

реализация краеведческого подхода;

взаимодополнение учебной и внеклассной работы;

использование примеров положительного отношения к природе учителя, взрослых;

формирование знаний о взаимоотношениях между природными компонентами.

Известно, что дети младшего школьного возраста проявляют искренний интерес к природе. Пребывание в естественной среде вызывает эмоциональный отклик, положительно воздействует на все их органы чувств. Ребята радуются запахам и ярким цветам, растениям и т. п. Многие из детей наделяют живую природу чертами человеческого осмысленного поведения. Наблюдается любопытство, стремление приблизить к себе, познать, понять.

Но в то же время часть ребят относится к природе потребительски, а подчас и жестоко (ловят насекомых, мучают животных, разоряют муравейники и птичьи гнёзда, топчут, рвут без нужды растения). Иногда наносят вред природе не по злому умыслу, а по незнанию, не задумываясь над своими поступками и их последствиями. Эти примеры говорят о сложности взаимоотношений природа – дети, и поэтому естественного интереса и желания быть с природой недостаточно для экологического воспитания. Поэтому с первого года обучения они знакомятся с историей своего края, его природой, особенностями и спецификой хозяйственной деятельности людей, преумножающих красоту и богатство родной земли. На приозерах местного хозяйства показывается, как используются земли, водоемы и леса, какие применяются меры в целях их сохранения. Каждое дело, выполненное учащимися по охране и преумножению природного окружения, становится нравственной и трудовой «высотой», взяв которую, школьник вправе сказать: «В этом добром деле есть и мой вклад, частица моего труда».

Очень важно приучит ребят восхищённо и уважительно смотреть на всё, что растёт, цветёт, движется. С тревогой и переживанием воспринимать факты грубого отношения к природе. При осуществлении задач экологического воспитания необходим комплекс таких методических средств и приёмов, чтобы изучение природы и любое общение с ней оставляло в памяти ребёнка глубокий след, непременно воздействовало на чувства и сознание.

«Природа должна стать для каждого ребёнка не только живой лабораторией, где можно наблюдать и изучать жизнь её обитателей, но и школой разумного пользования, умножения и сохранения её богатств». [В.М. Минаева Экологическое воспитание в начальных классах: Пособие для учителя, 1987. – с. – 20-25]

Связь с жизнью осуществляется при участии детей в посильных природоохранительных делах: озеленении школы, микрорайона, города, села, поддержании чистоты в парках, скверах, пригородных зеленых зонах, у водоемов, ограждении муравейников, уходе за домашними животными, подкормке птиц и зверей, создании заказников и др.

Воспитанию бережного отношения к природе способствует акцентирование внимания учителя на сочетании учебной и внеклассной работы таким образом, чтобы экологическое содержание уроков имело продолжение во внеурочной деятельности, дополняло и обогащало бы ее. Четко организованная, целенаправленная внеклассная работа позволяет использовать дополнительный информационный материал, расширяет природоохранительный кругозор и конкретизирует знания.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru