Сущность и значение педагогического проектирования на уроках технологии

Статьи о педагогике » Применение педагогического проектирования на уроках технологии » Сущность и значение педагогического проектирования на уроках технологии

Страница 4

Существуют следующие принципы педагогического проектирования:

1. Принцип человеческих приоритетов как принцип ориентации на человека — участника подсистем, процессов или ситуаций, является главным.

Подчиняйте проектируемые педсистемы, процессы, ситуации реальным потребностям, интересам и возможностям своих воспитанников.

Не навязывайте учащимся выполнение своих проектов, конструктов, умейте отступить, заменить их другими.

Жестко и детально не проектируйте, оставляйте возможность для импровизации учащимся и себе.

При проектировании педагогу рекомендуется ставить себя на место учащегося и мысленно экспериментировать его поведение, чувства, возникающие под влиянием создаваемой для него системы, процесса или ситуации.

2. Принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций означает создание их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению.

Не останавливайтесь на одном проекте, имейте в запасе еще один-два проекта, тоже обеспечивающие достижение цели. Жизнь всегда разнообразнее и неожиданнее любых проектов. Особенно это проявляется в педагогике. Нельзя допустить, чтобы какой-либо план, пособие, сценарий оказывали насильственное влияние на воспитанника, ломали его волю, навязывали ему идеологию. Педагог располагает достаточным количеством методов, средств, форм, а

также разнообразным содержанием, чтобы выбрать именно то, что нужно его воспитанникам, помогает им расти и развиваться.

В педагогической практике доминируют два пути подготовки детей к жизни: косвенный, через познание основ наук в школе, со всеми ее атрибутами (режимом, воспитательными и образовательными средствами и т. п.) и другой — прямой путь, путь непосредственного участия в решении жизненных проблем. Второй путь, несмотря на свою естественность, долгое время был непопулярен. Наиболее ярко он проявлялся в общественно полезной работе учащихся, в трудовом обучении.

Метод проектов — это тоже одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.

Результатами проектов могут быть изделия, услуги, системы, технологии, разработки по благоустройству окружающей среды и др. Навыки работы с материалами, инструментами и информацией учащиеся получают по мере необходимости для выполнения того или иного проекта.

Система проектов строится по принципу усложнения, поэтому в основу учебной программы закладывается ряд положений:

• постепенное увеличение объема знаний и навыков;

• выполнение проектов в различных областях, начиная от более знакомых (дом, школа, места отдыха) и заканчивая более сложными (общество, бизнес, индустрия и др.);

• постоянное усложнение требований, предъявляемых к решению проблем (использование комплексного подхода, учёт большого количества воздействующих факторов и т. п.);

• постепенно учащиеся осознают собственные способности и возможности для удовлетворения потребностей личности и общества;

• возможность акцентировать внимание на местных условиях, так как проблемы для проектов выбираются в основном из окружающей жизни.

В последнее время метод проектов становится в российских школах не только популярным, но и «модным». Он вызывает много споров. Одни утверждают, что проект — это результат индивидуальной деятельности ученика, реализация его собственной идеи и поэтому метод проектов не может быть использован на уроке, где одновременно работают 20–30 учеников.

Сторонники такого подхода к методу проектов считают, что он приемлем только для внеурочной работы. Другие доказывают, что в период обучения школьников работе по методу проектов целесообразно вести фронтальную работу, обучая всех детей выявлению потребностей, выдвижению идей, планированию работ, изготовлению изделия, его испытанию и оценке. На самом деле метод проектов может быть реализован как индивидуально, так и в группе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Анализ результатов обследования
Сравнительный анализ письменных работ под диктовку и списывания показал, что ошибки младших школьников с дисграфией более стойкие и значительно более частые, чем ошибки в работах детей с развитием пи ...

Основные виды педагогической деятельности
Традиционно основными видами педагогической деятельности принято считать преподавание и воспитание. Преподавание – это вид педагогической деятельности, направленный на преимущественно познавательную ...

Анализ действующих Государственных программ «Крымский веночек», «Малятко», «Дитина» и Государственного стандарта «Базовый компонент дошкольного образования в Украине»
Программами по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста («Дитина», «Дитина в дошк. роки», «Малятко» и др.) предусмотрено воспитание у детей любви и бережного отношения к природе. Программы вы ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru