Применение педагогического проектирования на уроках технологии

Статьи о педагогике » Применение педагогического проектирования на уроках технологии

Современное образование должно участвовать в подготовке новой формации людей, которые органично вольются во всемирное сообщество, оказавшееся в самом сердце проблем, имеющих непосредственное отношение к развитию личности и общества.

Одна из задач образования, которая является доминирующей в создании более человечного и справедливого мира, заключается в том, чтобы всем без исключения дать возможность проявить свои таланты и творческий потенциал. А это немыслимо без самопознания, которому способствуют внутренние усилия, основанные на знаниях, размышлениях, опыте и самокритике. Именно эта мысль должна лежать в основе любого действия, касающегося реформирования образовательной области «Технология».

Подобная перспектива выстраивает всё в логическую цепь, идет ли речь о требованиях науки и техники, познании самого себя и окружающей среды или о развитии способностей, необходимых каждому для самореализации в качестве члена семьи, гражданина, труженика.

Преподаватель технологии должен стать лидером, а не ментором в совместной работе со своим подопечным по определению индивидуального «образовательного пути». Для этого ему необходимо выстроить следующую «образовательную траекторию:

• вовлечь учащегося в процесс решения проблем, используя при этом основные научные методы, а в первую очередь — метод контроля качества обучения;

• поделиться с учащимися информацией, благодаря которой возникнет мотивация к творческой деятельности, ведь при педагогическом подходе «сверху вниз» редко возникает желание учиться;

• развивать умения и навыки работы в коллективе, которые помогут решать проблемы и выходить из конфликтных ситуаций, проявляя при этом терпимость и уважение к интересам своих соучеников;

• стремиться быть похожим на тренера команды, а не на хозяина кабинета трудового обучения, нормой должны стать не снисходительные отношения с учащимися, а партнерские, следует научиться уважать позицию каждого ребенка, предоставлять ему самостоятельность и разрешать рисковать, проявляя при этом справедливость и понимание.

По нашему мнению, именно метод проектов лежит в основе развивающего обучения в образовательной области «Технология». При использовании проектов в процессе обучения преподавателю следует избегать четырех подводных камней.

1. Упрощенная трактовка проекта. Необходимо иметь в виду, что сама по себе реализация проектов на уроках технологии, особенно если она упрощена, не разовьет в полной мере творческое мышление, не создаст мотивации к учению, не привьет навыки самообразования, саморазвития и самоанализа, а тем более не станет неким алгоритмом, автоматически ведущим к развитию творческой личности.

2. Догматизм.

Метод проектов не должен рассматриваться в качестве единственного средства обучения, так как необходим именно индивидуальный подход, учет местных, а часто и национальных особенностей (всё это может и должно быть включено в проект). И только серьезная методическая подготовка учителей позволит сделать этот метод перспективным и результативным.

3. Узкий «технологоцентризм».

Следует учитывать необходимость проведения междисциплинарных проектов. Тогда ценности, достойные распространения, будут прививаться в процессе изучения разных предметов, что неизбежно приведет к межпредметным связям и к осознанию того, что в реальной жизни учащимся придется сталкиваться именно с синтетическими проблемами.

4. Преувеличенный оптимизм.

Безусловно, метод проектов открывает новые позитивные возможности. Однако, если преподаватель будет использовать неправильную методику проведения занятий и поддерживать только индивидуальные проекты, у отдельных учащихся может развиться индивидуализм. Поэтому правильнее уделять внимание и коллективным проектам.

Включать метод проектов необходимо в программы основного курса школьного обучения. Конечно, существуют разнообразные возможности, которые открывает дополнительное образование, но введение метода проектов в основное образование кажется путем не только многообещающим, но даже необходимым для педагогического процесса. Преподавателю следует выбирать проекты, которые по-настоящему интересуют школьников. Действительно, уже пора перейти от концепции «обучения чему-либо» к изучению конкретных вещей, «интересных именно учащимся». В этом смысле проектная педагогика исключительно перспективна. В междисциплинарном проекте учебные предметы естественным образом утрачивают свой изолированный и абсолютный характер, а деятельность по внедрению этого проекта приобретает особый смысл.

Кроме того, подобный педагогический проект позволяет объединять работу на уроках, после уроков и вне школы. Метод проектов постепенно совершенствуется, а накопленный опыт позволяет углублять и уточнять его теоретическую и практическую базу. Вскоре этот метод станет одним из основных в образовательной политике будущего. А будущее предполагает глобальное образование личности и глубокое педагогическое обновление на основе проектных технологий.

Объектом

данной работы является педагогическое проектирование на уроках технологии.

Предмет

– особенности организации проектной деятельности на уроках технологии в 7 классе.

Цель работы

– разработка творческого проекта по технологии для 7 класса.

Задачи:

1) Изучение сущности и истории педагогического проектирования;

2) Определение значения педагогического проектирования на уроках технологии;

3) Рассмотрение особенностей учебной деятельности в подростковом возрасте;

4) Выявление особенностей организации проектной деятельности на уроках технологии;

5) Разработка коллективного проекта по технологии.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

анализ педагогической и методической литературы; теоретические методы для разработки методики организации проектной деятельности.

Теоретическая значимость

проведенного исследования заключается в проведении анализа педагогический и методической литературы, в результате которого выделены основные составляющие организации проектной деятельности школьников; разработана методика организации проектной деятельности учащихся в процессе обучения технологии 7класса.

Практическая значимость состоит в возможном практическом применении разработанной программы занятий по технологии 7 класса.

Статьи по теме:

Психологические особенности развития познавательных процессов в младшем школьном возрасте
В практике обучения детей младшего школьного возраста в последние годы произошли качественные изменения. И на данном этапе, пожалуй, нет ни одной другой ступени образования, которая имела бы такое ко ...

Взаимосвязь педагогической науки и практики
Педагогическая практика – это непосредственная деятельность учителей и воспитателей, предъявляющая свои требования как к субъектам и объектам педагогики, собственно качеству учебно-воспитательного пр ...

Старший школьный возраст
Этот возраст характеризует более медленным и равномерным процессом развития. В это время юноши растут заметно быстрее девушек. Половое созревание к 17 годам как правило, заканчивается, и юноши и деву ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru