Условия руководства детскими играми в предметно-игровой среде ДОУ

Статьи о педагогике » Педагогические условия руководства детскими играми в предметно-игровой среде ДОУ » Условия руководства детскими играми в предметно-игровой среде ДОУ

Страница 3

Сюжетное событие, которое вводит взрослый, чтобы «оправдать» появление нового персонажа, должно быть достаточно интересным, тогда у ребенка возникнет желание сменить роль на новую, т.к. от этого зависит продолжение игры. Инициатива ребенка (который может сам предложить нового персонажа) должна быть принята и поддержана. Меняя роли в игре, воспитатель каждый раз развертывает новый диалог со своим основным партнером. При этом последовательная смена ролей взрослым и его изменяющееся взаимодействие с ребенком являются как бы моделью развертывания игры для других, включенных в нее детей. В такую игру можно намеренно включить от 3 до 7 детей. Вовлечение детей в игру осуществляется педагогом только по их желанию. Также, дети должны иметь полную свободу «выхода» из игры, перемещения по групповой комнате и переключения на другие игры и занятия.

Воспитатель может с несколькими «желающими» детьми вступать в ролевое взаимодействие, активизировать ролевой диалог, «замыкая» детей на ролевом взаимодействии друг с другом. Но основными партнерами на некоторых непосредственно направлены формирующие воздействия взрослого, являются двое первоначально участвующих в игре детей.

В совместной со сверстником и индивидуальной игре расширяется диапазон актуализируемых детьми игровых ролей. При этом дети широко и творчески используют способ условного выполнения действия с сюжетными игрушками, предметами–заместителями, соединяя усвоенные ранее игровые умения с новыми. В игре ребенок не только согласованно взаимодействует с одним-двумя сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с партнером-игрушкой, с воображаемым партнером, т.е. устанавливает разнообразные ролевые связи в игре. Все это подготавливает возможность дальнейшего перехода к совместному творческому построению новых игровых сюжетов в старшем дошкольном возрасте.

В практике детского сада порой можно наблюдать, когда педагог игнорирует инициативу ребенка и его творческую выдумку. Он «диктует» игру, нетактично вмешивается, подсказывает ребенку содержание. Такой педагог назойливо подкладывает ему игрушку или материалы и этим уничтожает творческую инициативу и самостоятельность ребенка.

Но наблюдается и обратное явление. «Они свободно играют»,— заявляет педагог и остается в стороне, не содействует богатому развитию и организованности игры, но направляет, не руководит, даже не следит за игрой. На практике получается так, что элементы самого грубого зажима детской инициативы сочетаются с не менее вредными элементами «свободного воспитания».

Так, группа ребят 5 лет возится на песке, о чем-то сговаривается. Коля роет несколько колодцев, Ваня проделывает к ним сток. Витя тащит кусок загнутой водопроводной трубы. Дети хотят устроить фонтан и сток воды по канавкам. Воспитатель стоит с пучком веток. Заметив углубление в песке и не поинтересовавшись детскими намерениями, она говорит: «Ребята, давайте сажать деревья— веточки в песок!» Она привлекает еще ребят, и в колодцах, сделанных Колей, появляются ветки. Коля отталкивает одну из девочек: «Куда ты? Это колодец». «Коля, ты что толкаешься? — заявляет воспитатель. — Ты играть с нами не будешь, уходи». Игра расстраивается. Коля, раздраженный, уходит, по пути толкает двух детей. Несколько послушных девочек, по указанию воспитателя, втыкают веточки и прогуливают кукол по «садику».

В дошкольной практике встречаются еще различные примеры зажима инициативы детей под видом «стимулированной игры», «игры под диктовку»: запрет дотрагиваться до игрушки, пока педагог не разрешит, механическое распределение игрушек среди детей и т. д. В приведенном примере инициатива ребят была очень богатая, несравненно содержательнее, интереснее, чем предложение педагога. Он был так невнимателен к ребятам, что даже не постарался узнать, чего хотят дети. Технические эксперименты, которые ребята наметили в своей игре, ценнее, так как они развивают техническую смекалку, учат изобретательству. Что по сравнению с этим две куклы, гуляющие по садику, да еще по совету педагога! Конечно, это грубейшая ошибка.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Содержание и методы коррекционно-логопедической работы по обучению детей лексической сочетаемости слов детьми с системными нарушениями речи
Анализ данной проблемы в психолого-педагогической литературе, экспериментальное изучение детей позволяет говорить о низком уровне овладения лексической сочетаемостью слов у детей старшего дошкольного ...

Овладение пространственными представлениями
В старшей группе происходит дальнейшее овладение пространственными представлениями, с которыми дети познакомились в предыдущей группе: слева, справа, вверху, внизу, спереди, сзади, далеко, близко. Но ...

Рекомендации по организации и руководству кружком технического творчества
1. Приступать к работе кружка следует после того, как будет подготовлено все необходимое. 2. Серьезное внимание надо уделить комплектованию кружка. 3. Стремиться к тому, чтобы члены кружка были одног ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru