Психологические особенности формирования профессионального самоопределения старшеклассников

Статьи о педагогике » Формирование профессионального самоопределения у старшеклассников » Психологические особенности формирования профессионального самоопределения старшеклассников

Страница 2

В исследованиях С.В. Фроловой было выявлено, что основой для оптимального профессионального выбора является формирование познавательных интересов и профессиональной направленности. При этом учащиеся уже знают группу профессий, соответствующих их склонностям. В этот период они получают информацию об особенностях профессиональной деятельности в предпочитаемых профессиях.

Ведущим компонентом направленности являются мотивы. Выбор профессии побуждается одновременно несколькими мотивами. Основой их является глубокая, устойчивая потребность личности в профессиональной деятельности. Мотивы могут иметь разную направленность, усиливая или, наоборот ослабляя друг друга. Они изменяются и обогащаются в процессе развития ведущей деятельности.

Следующим компонентом профнаправленности является отношение личности к профессии. В процессе профессионального становления личности складывается динамическая система отношений не только к профессионально значимым видам деятельности, условиям и способам их выполнения, но также к членам профессиональных групп, коллективов. Отношения выражаются в удовлетворенности выбранной профессией, перспективами профессионального роста, карьеры.

И так, в структуру профессиональной направленности входят профессиональные ценностные ориентации, интересы, установки, мотивы и отношения. В процессе профессионального становления личности эти компоненты изменяются, образуют разнообразные сочетания и взаимосвязи, что приводит к возникновению относительно устойчивых комплексов направленности.

Так же анализ исследования С. В. Фроловой позволил выявить влияния некоторых социально-демографических особенностей будущих абитуриентов на профессиональное самоопределение. Показано, что старшие дети в семье при поступлении в высшие учебные заведения в большей степени останавливают свой выбор на престижных профессиях типа «человек-знак», одним из ведущих мотивов при этом выступает возможность в последующем получить достойный заработок, обеспечить материально свою семью. Установлено, что младшие дети в семье чаще выбирают профессии типа «человек-человек». А единственные дети в семье выбирают престижные и технические профессии.

Таким образом, обобщая проведенный анализ психологических особенностей профессионального самоопределения старшеклассников, можно выделить следующее: основу процесса профессионального самоопределения составляют проявление и развитие способностей и формирование интересов и склонностей, результатом которого становится выбор профессии, который следует рассматривать как сложный многоэтапный процесс. Конечным результатом профессионального выбора становится выработка и принятие решения на основе знания своих склонностей, интересов, способностей, возможностей и профессиональной пригодности.

Условиями, обеспечивающими оптимальный уровень профессионального самоопределения старшеклассников, являются: личностная зрелость, адекватность самооценки способностей и интересов для овладения будущей профессией, степень полноты представлений о содержании будущей профессиональной деятельности, психолого-педагогическое сопровождение формирования профессионального самоопределения.

Основные направления реформирования общеобразовательной школы и переход к профильному обучению привлекают все большее внимание исследователей и практиков к проблеме формирования профессионального самоопределения учащихся, изучению его закономерностей. Психологических особенностей на каждом возрастном этапе.

В связи с этим задача нашего исследования заключалась в теоретико-методологическом анализе состояния изученности проблемы профессионального самоопределения. При решении этой задачи мы провели анализ различных концепций профессионального самоопределения в отечественной литературе, позволяющий сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствует однозначное определение категории «профессиональное самоопределение» и четкие временные рамки этого процесса.

На основе проделанного анализа нами было дано определение профессионального самоопределения старшеклассников как готовности к разрешению противоречия между сложившимися свойствами личности и необходимостью ее приобщения к конкретному виду профессионального труда для решения сложных и многогранных задач, предъявляемых современным социально-экономическим развитием.

Ядром профессионального самоопределения, осуществляемого в течении всей профессиональной жизни, является оптимальный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий, в целом, представляющий собой избирательное его отношение к миру профессий и к конкретной выбранной профессии.

Профессиональное самоопределение старшеклассников находится во взаимосвязи с личностным самоопределением, являясь важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактулизации.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Характеристика становления дополнительного образования в России
Дополнительное образование детей как неотъемлемая часть системы образования России приобрела системные характеристики в 90-х годах прошлого столетия. В соответствии с законом Российской Федерации «Об ...

Задачи и принципы социальной педагогики
Задачи социопедагогики · осуществление социально-педагогической оценки (экспертизы) деятельности государства, общественных организаций, движений, партий, а также учреждений и коллективов; · исследова ...

Структурно-функциональная модель взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи
Современному детскому саду необходимо синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, обогащающими развитие детей. Ребенок должен полу ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru