Формирование профессионального самоопределения у старшеклассников

Статьи о педагогике » Формирование профессионального самоопределения у старшеклассников

Социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, усиливают интерес к проблеме самоопределения, самореализации личности. У старшеклассников в течение предшествующих лет развития сложились определенные отношения к различным областям труда, представления о профессиях, о своих возможностях, ориентировка в социально-экономической ситуации, представления о «запасных вариантах выбора профессии».

Актуальность этой проблемы снова обозначилась в связи с продолжающимися реформами образования (профильное обучение, введение ЕГЭ). Наблюдаемый процесс окончательного принятия старшеклассниками решения о выборе профессионального учебного заведения, рода работы может представиться однократным, даже мимолетным (не прошел по конкурсу в один вуз – подал документы в другой). Но это лишь кажущаяся мгновенность. На самом деле все осуществляется по формуле: «мгновение плюс вся предшествующая жизнь».

Хронологически период выбора профессии совпадает как с подростковым, так и с юношеским возрастом, для которого характерно принятие ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: нахождение своего места в жизни, определение смысла жизни, формирование мировоззрения и выработка жизненной позиции. Это связано с тем, что потребность в самоопределении является центральным моментом социальной ситуации развития старшеклассников.

На профессиональное самоопределение личности оказывают влияние многие факторы: социально-экономические условия, межличностные отношения в профессиональном коллективе, профессиональное развитие, возрастные и профессиональные кризисы и т.п.

Отечественные исследователи рассматривают формирование профессионального самоопределения личности не как единичный акт выбора, а как длительный процесс ее развития в рамках будущей профессиональной деятельности.

Изучением вопросов профессионального выбора, профпригодности, профотбора, особенностей личности, формирующихся в процессе профессионального самоопределения и развития, занимались многие авторы (Е. А. Климов, Н. С. Пряжников, Э. Ф. Зеер, В. Б. Шапарь, А. Г. Асмолов и др.)

Однако огромный информационный поток зачастую не только не помогает старшекласснику при выборе профессии, но и приводит его в состояние растерянности, неопределенности.

Цель исследования: Выявить и проанализировать особенности профессионального самоопределения современных старшеклассников.

В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:

Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования.

Определить условия и факторы, обеспечивающие формирование профессионального самоопределения современных старшеклассников.

Изучить влияние индивидуально-психологических, социально-демографических особенностей современных старшеклассников на формирование их профессионального самоопределения.

Объект исследования – профессиональное самоопределение старшеклассников общеобразовательной школы.

Предмет исследования – особенности профессионального самоопределения учащихся старших классов общеобразовательных учреждений.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: метод классификации и систематизации, метод обобщения и систематизации, сравнительно-сопоставительный метод.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы, содержащего 22 источника на русском языке.

профессиональный самоопределение старшеклассник

Статьи по теме:

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru