Обследование состояния звукопроизношения ребенка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Статьи о педагогике » Коррекция сигматизма шипящих звуков у старших дошкольников с ОНР » Обследование состояния звукопроизношения ребенка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Страница 2

При обследовании фонематического восприятия выявлено, что Катя смешивает на слух звуки, близкие по звучанию (ш-ж, с-ш, с-’, ш-’, р-р', л-л'), делает ошибки при повторении слогов, близких по звучанию (ряд та-да-та произносит как та-та-та).

Обследование звукопроизношения проводилось с опорой на методики следующих авторов: Волковой Г. А., Коноваленко Р. И., Нищевой Г. В., Чиркиной Г. В. и других.

В отношении звукопроизношения выявлено нарушение нескольких групп звуков, а именно шипящих, [р], [р'] и [л]. Вместо нормального звучания звуков [р] и [р'] слышится горловое (рыба, торт, шар, репа, гриб, дверь), а звук [л] заменяется звуком [в] (вук – лук, гваз – глаз, стов – стол).

Для обследования состояния произношения шипящих звуков применялись следующие задания:

Задание № 1. Игра «Кто как подает звук».

Цель: выявить умение произносить шипящие звуки (ш, ж, ч', ’,) изолированно по подражанию.

Оборудование: предметные картинки (рис. 1).

Рис. 1

Ребенку нужно показать картинки и произнести звукоподражания.

Инструкция: повтори за мной (ребенок повторяет звукоподражания):

- гусь шипит так: ш-ш-ш;

- жук жужжит так: ж-ж-ж;

- кузнечик стрекочет так: ч-ч-ч;

- змея шипит так: щ-щ-щ.

Полученные результаты показали, что все звуки данной группы Катя произносила искаженно, вместо них слышался хлюпающий звук.

Задание № 2. Игра «Эхо».

Цель: выявить умение произносить шипящие звуки в слогах.

Инструкция: повтори за мной.

Лексический материал:

а) прямые слоги: б) обратные слоги:

ша, шо, шу, ше, аш, ош, уш, еш,

жа, жо, жу, же, аж, ож, уж, еж,

ща, що, щу, ще, ащ, ощ, ущ, ещ,

ча, чо, чу, че. ач, оч, уч, еч.

в) слоги со стечением согласных:

шма, шмо, шму, шмы,

жма, жмо, жму, жмы,

щма, щмо, шму, щмы,

чма, чмо, чму, чмы.

В слогах шипящие звуки так же произносились искаженно, вместо них слышался хлюпающий звук.

Задание № 3. Игра «Назови картинки».

Цель: определить состояния произношения шипящих звуков в словах, где они стоят в начале, середине и конце слова.

Оборудование: предметные картинки (рис. 2).

Инструкция: назови предметы на картинках.

Если девочка затруднялась назвать картинку, то ей оказывалась помощь: называлась картинка, после чего давалось задание повторить.

Предполагаемый результат:

Шапка, кошка, душ;

Жук, ежи, ножик;

Чайник, бабочка, мяч;

Щетка, ящик, лещ.

У Кати вместо нормального произношения группы шипящих во всех словах слышался хлюпающий звук.

Задание № 4. Игра «Повторялочка».

Цель: выявить умение произносить шипящие звуки в словосочетаниях.

Инструкция: повтори за мной.

Лексический материал: пушистая кошка, железный ножик, чистый чайник, ящик с овощами.

В словосочетаниях девочка также произносила шипящие звуки искаженно.

Задание № 5. Игра «Веселые картинки».

Цель: выявить уровень произношения шипящих звуков в предложениях.

Оборудование: сюжетные картинки (рис. 3).

Инструкция: назови, что изображено на картинках.

Если девочка затруднялась назвать изображенное на картинке, то ей оказывалась помощь в виде следующих наводящих вопросов:

- За кем охотится кошка?

- Что жуют ежи?

- Что пьют зайчиха с зайчатами?

- Что щиплют щенки?

Предполагаемый результат:

Кошка охотится за мышкой;

Ежи жуют ежевику;

Зайчиха с зайчатами пьют чай;

Щенки щиплют щетку.

Полученные результаты показали, что и в этом задании наблюдалось искаженное произношение шипящих звуков.

В ходе первичного обследования произношения шипящих звуков было выявлено, что у Кати не поставлен ни один шипящий звук. Помимо прочих нарушений речи, у девочки имеется такое нарушение звукопроизношения как боковой сигматизм шипящих.

По результатам обследования речи Кати Е. было дано следующее логопедическое заключение: общее недоразвитие речи III уровня, в состав которого входят такие нарушения звукопроизношения, как ротацизм, параламбдацизм и боковой сигматизм шипящих.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Игра как первая заметная для взрослых деятельность ребенка
Пока ребенок не начинает играть, он вроде бы ничего и не делает. И когда начинает играть, то еще долгое время тоже как бы способен заниматься только этим видом деятельности. Взрослые не замечают труд ...

Личность терапевта
Как должен вести себя специалист, практикующий работу с песком? Должен ли он быть «доброй мамой», создающей комфортные условия для игры? Или он является молчаливым свидетелем песочных спектаклей? Или ...

Профессиональное самоопределение как процесс
Процесс профессионального самоопределения охватывает длительный период жизни человека – от проявления зачатков профессиональных интересов и склонностей в детском возрасте до окончательного утверждени ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru