Особенности овладения лексической сочетаемости слов детьми дошкольного возраста с системными нарушениями речи

Статьи о педагогике » Коррекция лексической сочетаемости слов у детей дошкольного возраста с системными нарушениями речи » Особенности овладения лексической сочетаемости слов детьми дошкольного возраста с системными нарушениями речи

Страница 1

Логопедическая наука и практика в настоящее время ориентируются на обучение и воспитание детей с нарушением развития речи и на необходимость разработки содержания и методов логопедического воздействия для работы с коллективом детей, В 60— 70 гг. в ИКП РАО была разработана психолого-педагогическая классификация на основе лингвистических и психологических критериев, среди которых в большей степени учитываются структурные компоненты речевой системы; функциональные аспекты речи; соотношение видов речевой деятельности (Р.Е. Левина):

1. Нарушение языковых средств общения (компонентов речи): фонетико-фонематическое недоразвитие речи, системные нарушения речи.

2. Нарушения в применении языковых средств общения в речевой деятельности (коммуникативный аспект): заикание, проявления речевого негативизма и др. (Е.А. Стребелева).

Системное нарушение речи, которое характеризуется нарушениями звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры, звуконаполняемости слов, грамматического строя речи (Л.Н. Смирнова). В сводной группе детей с системными нарушениями речи подавляющее большинство составляют дети с моторной и сенсорной алалией, но могут оказаться и дети с ринолалией и дизартрией, если у них кроме нарушения звукопроизносительной стороны выявляется и лексико-грамматическая неполноценность (Т.Б. Епифанцева).

У детей с системными нарушениями речи наблюдается патологический ход речевого развития. Основными признаками системного нарушения речи в дошкольном возрасте являются позднее начало развития речи, замедленный темп речевого развития, ограниченный, не соответствующий возрасту словарный запас, нарушение формирования грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия. При этом у детей отмечается сохранность слуха и удовлетворительное понимание доступной для определенного возраста обращенной речи, У детей с системным нарушением, речь может находиться на разном уровне развития. Выделяют три уровня речевого развития при системном нарушении речи (Р.Е.Левина). Каждый из уровней может быть диагностирован у детей любого возраста (Т.А. Ткаченко) .

Первый уровень - самый низкий. Дети не владеют общеупотребительными средствами общения, В своей речи дети используют лепетные слова и звукоподражания, а также небольшое число существительных и глаголов, которые существенно искажены в звуковом отношении. Одним и тем же лепетным словом или звукосочетанием ребёнок может обозначать несколько разных понятий, заменять им названия действий и предметов.

Высказывания детей могут сопровождаться активными жестами и мимикой. В речи преобладают предложения из одного-двух слов. Грамматические связи в этих предложениях отсутствуют. Речь детей может быть понятна только в конкретной ситуации общения с близкими людьми.

Второй уровень - у детей имеются начатки общеупотребительной, речи. Понимание обиходной речи достаточно развито. Дети более активно общаются при помощи речи. Наряду с жестами, звуковыми комплексами и лепетными словами они используют общеупотребительные слова, которые обозначают предметы, действия и признаки, хотя их активный словарь резко ограничен. Дети пользуются простыми предложениями из двух-трех слов с начатками грамматического конструирования. В то же время отмечаются грубые ошибки в использовании грамматических форм.

Третий уровень - дети пользуются развернутой фразовой речью, не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков предметов, хорошо знакомых им в обыденной жизни, Они могут рассказать о своей семье, составить короткий рассказ по картинке (Т.А. Ткаченко).

Словарь детей с тяжелыми нарушениями речи крайне беден (Т.Я. Молочник, О.А. Токарева). Словарь пятилетнего ребенка представлен всеми частями речи; дошкольник активно использует словообразование и словотворчество, что свидетельствует о наличии у него чувства языка. По мнению К. Д. Ушинского, именно чувство языка, или, как его еще называют, языковое чутье, подсказывает малышу ударения в слове, подходящий грамматический оборот, способ сочетания слов, Чувство языка позволяет дошкольнику найти самое точное слово» слышать ошибки в речи окружающих, исправлять собственные (О. Митина).

Исследования особенностей речевого развития детей с системными нарушениями речи старшего дошкольного возраста свидетельствуют о существенных отклонениях от нормально развивающихся сверстников как в количественной, так и в качественной характеристиках словарного запаса (И.Ю. Кондратенко). У ребенка с системным нарушением речи отмечается ограниченность словаря, как в активном, так и в пассивном плане (О. Митина). В активном словаре преобладают имена существительные и глаголы. Дети испытывают затруднения при использовании абстрактной и обобщающей лексики, в понимании и употреблении слов с переносным смыслом, не используют в речи синонимы, антонимы (Б.П. Пузанов).

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Дидактический принципы, предъявляемые к содержанию лекции
Содержание лекции должно отвечать ряду дидактических принципов. Основными из них являются: целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность. Целостность лекции обеспечивается создан ...

Цели, задачи, значение и содержание контроля результатов обучения химии
Контроль результатов обучения - важная часть процесса обучения. Его задача заключается в том, чтобы определить, в какой мере достигнуты цели обучения. Так как контроль носит в средней школе обучающий ...

Проблемы реализации гражданско-патриотического воспитания в МОБУ СОШ № 21 г. Оренбурга
Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из которых является гражданско-патриотическое воспитание. Поставленная на современном этапе ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru