В этой главе мы рассмотрим трудности письма и их преодоление у одного ученика из коррекционного класса.
Анализ трудностей письма обнаружил: 1) сложности в ориентировке на тетрадном листе, в нахождении начала строки; 2) трудности в удержании строки; 3) разный наклон и высоту элементов букв и букв; 4) трудности актуализации графического и двигательного образа нужной буквы, замену букв, близких по написанию; 5) зеркальность при написании букв Д - В, У - Ч, Д - Б и т.д.
Ученик первого класса Дима Ж. (7 лет) при поступлении в школу выделялся среди одноклассников довольно слабым развитием: крайне недостаточным запасом сведений, знаний, умений. Мальчик не знал, кем работают его родители, как их зовут, где он живет, с трудом входил в контакт с незнакомыми людьми. В течение первого года ребенок находился под наблюдением невропатолога в связи с последствиями органического поражения головного мозга. Мальчик был очень беспокойным, плохо спал. Физическое и психическое развитие мальчика проходило с некоторым отставанием, к тому же он постоянно болел простудными заболеваниями. При беседе с мамой выяснилось, что мальчик всегда был трудным. В дошкольном возрасте Дима был очень возбудим, раздражителен, драчлив, долго мочился в постель. Беременность была ранней (17 лет) и очень тяжелой – токсикоз в первой половине, угроза выкидыша, кесарево сечение, искусственное вскармливание, выписан из роддома с нарушением мозгового кровообращения, сидит с 6 месяцев, ходит с 11 месяцев. Первые слова появились после 2-х лет, к 3-м годам фразовая речь не сформировалась. В 5 лет подрезали уздечку. Неправильное произношение сопровождается обильным слюноотделением. Так Дима составил рассказ по серии сюжетных картинок ”Сорока и наседка с цыплятами“ на логопедическом обследовании речи в 7 лет) ”А ана пиетеа и стаа на паочку, а куычки пашли. Патом боят её, а вот куычка пиша, а патом аганяаа её“. Как видим, Дима улавливает основную мысль, но выразить её словами не может. Наводящие вопросы помогали. Мальчик охотно принимал помощь, повторял все слова несколько раз и все-таки справился с заданием.
Как выяснила учительница, Дима воспитывался в интеллигентной семье, посещал ясли, а потом - и детский сад. Самостоятельно ничего не мог сделать. Как правило, родители, видя беспомощность сына, постоянно его ругали и делали всё сами, никаких обязанностей дома у ребёнка не было. Семейная обстановка относительно благополучная. Трудности в школе начались сразу. В первые дни обучения в школе Дима не мог сидеть за партой, часто вставал, ходил по классу, был очень подвижен, недисциплинирован, никогда не убирал свои разбросанные вещи и вызывал особое беспокойство у учительницы. Мальчик все больше и больше отставал от своих одноклассников. Он не успевал выполнять задания, не понимал простейших инструкций, не запоминал буквы. На уроках был рассеянным, гиперактивным, неуправляемым. Малейшее замечание вызывало бурную реакцию и слёзы. Серьезный разговор состоялся и с родителями. Необходимо изменить отношение к ребенку в семье, больше обращать внимания на общее развитие сына. Безусловно, в этом случае надо отдать должное учительнице, проявившей максимум терпения, внимания и настойчивости.
Во втором полугодии положение стало еще более тяжелым. Обращали на себя внимание его крайне низкая работоспособность, повышенная утомляемость. Дима стал играть на уроках. Особенные трудности выявились в письме: мальчик не мог сориентироваться на листе, запомнить начертание букв, не различал отдельные звуки, пропускал гласные буквы, искажал слова, писал предложение в одно слово. При этом он жаловался на боли в руке. Помощи от родителей не было.
Анализ ошибок свидетельствовал о том, что у Димы имеет место артикуляторно-акустическая дисграфия, осложнённая моторным недоразвитием. Ребенок пишет с внутренним проговариванием, т.е. у него нет опоры на правильную артикуляцию. На письме это выражается в заменах и пропусках букв, соответствующих дефекту устной речи. Кроме того, выявлено недоразвитие общей и мелкой моторики, нарушение фонетико-фонематического восприятия. В результате мальчик не мог написать букву, не дифференцировал звуки, не мог соотнести правильно звук и букву, искажал слова, путал оптически сходные буквы. Например, фразу "Около дома дубы" он писал так: "окола в дома дуву".
Статьи по теме:
Проект диагностирующего эксперимента
Цель: Сформировать познавательные звенья нравственной нормы, т.е. умение детей выделять нравственную сторону своих взаимоотношений с другими людьми при помощи детской художественной литературы. Задач ...
Письменная
проверка результатов обучения
К методам письменной проверки результатов обучения относятся письменная контрольная работа на 45 мин, проверочные работы на 10-15 мин, письменные домашние задания, письменный учет знаний отдельных уч ...
Понятия взаимодействия,
сотрудничества
взаимодействие сотрудничество педагог дошкольный Сегодня, признав приоритет семейного воспитания перед общественным, возложив ответственность за воспитание детей на родителей мы понимаем, что это тре ...