Организация учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом

Статьи о педагогике » Процесс овладения знаниями » Организация учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом

Страница 1

Этот процесс включает в себя три взаимосвязанные стадии:

А) на первой стадии происходит восприятие, осмысление и запоминание изучаемого материала или усвоение теоретических знаний;

Б) на второй стадии осуществляется выработка умений и навыков по применению этих знаний на практике;

В) третья стадия связана с дальнейшим повторением и углублением знаний по изучаемому материалу, их закреплением и совершенствованием практических умений и навыков.

В чём заключается сущность каждого из перечисленных познавательных действий?

А) Усвоение теоретического материала. Сущность данного познавательного действия состоит в том, что учащиеся с помощью органов чувств воспринимают внешние свойства, особенности и признаки изучаемых предметов и явлений. Восприятие есть не что иное, как отражение в сознании человека ощущаемых внешних свойств, качеств и признаков познаваемых предметов и явлений. Результатом восприятия является формирование представлений как высшей формы знаний. Осмысление есть мысленное постижение причин и следствий, заключённых в изучаемых предметах и явлениях, раскрытие сущности последних и формирование на этой основе различных теоретических обобщений. Осмысление – это всегда работа мысли. Процесс этот включает в себя следующие мыслительные операции:

*анализ воспринятых внешних свойств и признаков изучаемых предметов и явлений;

*логическую группировку признаков и свойств изучаемых предметов и явлений и выделение из них наиболее существенных;

*мысленное постижение причин и следствий изучаемых предметов и явлений и формирование теоретических понятий;

*проверку обоснованности и истинности сделанных теоретических выводов.

Результатом осмысления является понимание изучаемого материала и образование понятий. Изучаемый материал нужно не только понимать, но и сохранять его в памяти и уметь свободно и логично воспроизводить. Для процесса запоминания существенное значение имеет вопрос о том, что означает знать, усвоить изучаемый материал. Знать изучаемый материал - значит уметь:

- осмысленно и полностью его воспроизводить;

- воспроизводить его в сокращённом виде;

- выделять главные положения;

- разъяснять сущность усвоенных правил, выводов и теоретических обобщений;

- отвечать на прямые и косвенные вопросы;

- расчленять материал на смысловые части и составлять его план;

- иллюстрировать усвоенные теоретические положения своими примерами и фактами;

- письменно отвечать на вопросы по изученному материалу;

- устанавливать связь изучаемого материала с ранее пройденным;

- применять полученные знания на практике;

- переносить усвоенные знания на объяснение других явлений и фактов;

- выделять мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи в изучаемом материале, выражать к ним своё отношение. Существенным условием успешного запоминания является его произвольность, намерение школьника прочно усвоить изучаемый материал, мобилизация волевых усилий в этом направлении.

Б) Организация упражнений по применению знаний на практике. Это очень важная стадия в процессе овладения изучаемым материалом. Она обусловливается не только тем, что знания нужны человеку для жизненной практики и духовного развития, но и тем, что формирование практических умений и навыков способствует более глубокому осмыслению изучаемого материала, развитию сообразительности и творческих способностей. Два положения имеют весьма существенное значение для организации упражнений. Первое: Тренировочные упражнения только тогда дают эффект и выполняются осмысленно, когда учащиеся хорошо овладели теорией. Второе: Общее проявляется в большом многообразии конкретного. Многообразие конкретного, в котором проявляется общее, а также наличие субъективного момента при применении теоретических знаний на практике и вносит в этот процесс определённые затруднения. Усвоив на основе конкретных примеров и фактов то или иное правило, вывод или закон, учащийся должен решать сам (субъективный момент), подходят ли они для решения новых задач или объяснения новых, ранее не встречавшихся явлений. Наибольшие трудности, писал Л.С.Выготский, представляет перенесение смысла или значения выработанного понятия на новые конкретные ситуации.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Целесообразность использования электронного варианта лабораторного практикума
Существует несколько причин, по которым желательно использовать электронный вариант лабораторного практикума. Компьютер позволяет провести эксперименты из любой области физики: механики, электричеств ...

Средний школьный возраст
Этот возраст характеризуется существенными морфофункциональными изменениями. У мальчиков начало полового созревания, а у девочек - первая его половина. Поэтому характерной чертой данного возраста явл ...

Психолингвистические исследования деятельности и речевой деятельности
Теория деятельности в отечественной психологии была разработана А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном. Основу теории составляла идея речи как специфической деятельности человека. Леонтьевым также была ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru