Переход к вариантности программного обеспечения работы дошкольных учреждений

Статьи о педагогике » Альтернативные формы обучения в дошкольном образовании » Переход к вариантности программного обеспечения работы дошкольных учреждений

Страница 2

- гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми;

- раскрепощение условий жизни детей и работы педагогов в до­ школьном учреждении;

- обеспечение преемственности между всеми сферами социаль­ного становления ребенка;

- радикальные изменения характера подготовки педагогических кадров, условий финансирования дошкольного образования и перестройка системы управления.

В Концепции раскрывалась сущность учебно-дисциплинарной и личностно-ориентированной моделей построения педагогичес­кой работы с детьми, каждая из которых альтернативна. Вторая модель способствует становлению ребенка как личности, обеспе­чивает чувство психологической защищенности, развитие индиви­дуальности, предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития, т. е. способствует гуманизации целей и прин­ципов педагогической работы с детьми. Основное внимание уде­лялось приемам и методам общения взрослого с ребенком через понимание, признание и принятие личности ребенка, умение взрос­лого стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, уважать чувство достоинства ребенка.

Концепция отразила мысли передовых педагогов-практиков и ученых, вобрала в себя взгляды педагогической общественности, т. е. показала то, как говорится, что «носилось в воздухе», - необ­ходимость коренной перестройки дошкольного воспитания и об­разования. Именно поэтому Концепция была одобрена съездом ра­ботников народного образования. Концепция дошкольного воспитания излагала систему взглядов на педагогическое явление -основные идеи и главные направления перестройки системы обра­зования и воспитания дошкольников. Но в то же время она не со­держала конкретных программ реализации намеченных целей. Этому мешало существование единой государственной програм­мы и сложившаяся система финансирования дошкольного воспи­тания. Необходимо было сделать следующий шаг. И он был пред­принят.

В 1991 г. постановлением Совмина РСФСР утверждено «Вре­менное положение о дошкольном учреждении». В нем, в частно­сти, отмечалось, что программа, как обязательный документ для всех дошкольных учреждений, неизбежно приводит к единообра­зию форм, содержания и методов педагогического процесса, не учи­тывает индивидуальные особенности детей. Положение давало воз­можность каждому дошкольному учреждению выбирать из имею­щихся программу обучения и воспитания, вносить в нее собственные дополнения, создавать авторские программы, исполь­зовать разнообразные формы работы.

«Основными функциями дошкольного учреждения, - говорит­ся в Положении, - являются:

- охрана и укрепление физического и психического здоровьядетей;

- обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка;

- забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка;

- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

Следует подчеркнуть, что задачи и функции дошкольного уч­реждения, сформулированные в Положении, основаны на отноше­нии к дошкольному возрасту как к уникальному периоду развития личности. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в этот период формируются представления ребенка об ок­ружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психи­ческое развитие. Важное значение имеет поддержка и всемерное развитие таких качеств личности, которые специфичны для до­школьников, так как в дальнейшем наверстать упущенное не толь­ко трудно, но порой и невозможно. Кроме этого, Положением пре­дусматривалась определенная самостоятельность детского учреждения в хозяйственно-финансовой деятельности, что позволяло ему улучшить финансовое обеспечение за счет собственной предпри­имчивости.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Рекомендации для учителей и родителей
В настоящее время одной из мер коррекции временных задержек психического, речевого, моторного развития может стать обучение ребенка в классах "коррекционно-развивающего обучения", которые п ...

Элементы принципа народности воспитания по учению Ушинского К.Д.
Для осуществления принципа народности в деле воспитания Ушинский К.Д. считал необходимым, чтобы: 1) в основу воспитания был положен труд, 2) воспитание и обучение проводились на родном языке, 3) школ ...

Формы и методы воспитания начал патриотизма и чувства гражданственности дошкольников
Принято считать, что путь воспитания любви к Отечеству выстраивается в логике «от близкого к далекому» – от любви к родителям (точнее, к родному дому), к детскому саду, к улице, городу до любви к род ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru