Предмет методики преподавания

МПМ – раздел педагогики, исследующий закономерности обучения математике на определённом уровне её развития в соответствии с целями обучения, поставленными обществом. Иначе говоря, МПМ – наука о математике как учебном предмете и закономерностях процесса обучения математике учащихся различных возрастных групп.

Термин «математика» может обозначать определенную мыслительную (математическую) деятельность или же теорию, являющуюся результатом этой деятельности. Под обучением математике будем понимать обучение математической деятельности, которая имеет ту же природу, что и ученого-математика. Это можно считать одним из основных положений в ММ. К числу других положений относятся: научность; систематичность и последовательность изучения; сознательность и активность учащихся; наглядность обучения; прочность знаний; принцип индивидуального подхода. Обучение математике представляет собой сложный процесс управления, осуществляемый учителем с использованием ряда вспомогательных средств: учебников, наглядных пособий, ТСО и включает в себя: а) восприятие; б) переработку; в) хранение; г) передачу информации. Учитель перерабатывает информацию, получаемую из программы, научной, учебной и методической литературы, а также осведомительную информацию об уровне и возможностях мыслительной деятельности учащихся и передает, пользуясь определенными средствами обучающую информацию учащимся. Учащиеся воспринимают и перерабатывают информацию, полученную от учителя, из учебника и других источников и по требованию педагога передают ему информацию о качестве усвоения учебного материала в виде ответов на вопросы, решений упражнений и задач. Передача осуществляется в двух направлениях: 1) в прямом – от учителя ученикам и 2) в обратном – от учеников к учителю в виде ответов на вопросы, разнообразных письменных работах и составляет наиболее существенную часть учебного процесса. Без учета на каждом этапе обучения уровня мыслительной деятельности учащихся развития у него определенных структур мышления, формирование определенных понятий и качества усвоения ими предыдущего материала не может быть построено эффективное обучение.

МПМ – педагогическая наука, предметом исследования которой является процесс обучения математике, который начинается с дошкольных заведений и заканчивается высшей школой. Основные компоненты процесса обучения математике следующие: цели обучения; содержание учебного предмета; методы, средства и формы обучения; преподавание (деятельность учителя); учение (деятельность ученика).

Методика прежде всего разрабатывает методическую систему обучения. Под методической системой понимают структуру, которая включает также компоненты: цели, содержание, методы, средства и организационные формы обучения (см. рис.1)

рис. 1

МПМ определяет цели общие (зачем учить?), содержание учебного предмета математики (что учить?), разрабатывает методы и формы обучения (как учить?), средства обучения (при помощи чего учить?).

Она является частной теорией обучения (частная дидактика). Результатом методической, как и каждой другой, науки являются знания. Они имеют большое значение для преподавания и обучения. Важной задачей МПМ является разработка проблем, которые наиболее эффективно помогают ученикам заниматься математикой.

Преподавание – это деятельность учителя, направленная на:1) передачу информации ученикам; 2) развитие их познавательной деятельности; 3) воспитание средствами учебного предмета; 4) организацию учебного процесса.

МПМ помогает учителю на основе дидактических принципов, при помощи соответствующих приемов и методов наиболее целесообразно организовывать учебно-воспитательный процесс. Она знакомит учителя с целями содержанием и методами проведения внеклассной работы по математике. В свою очередь, практика оказывает очень большое влияние на развитие МПМ как науки. Многие методические идеи возникают из потребностей практики на основе изучения и обобщения педагогического опыта учителей.

Учение – деятельность учеников, которая заключается в освоении основ математики. Структура процесса учения включает следующие компоненты: 1 ) восприятие учениками математической информации, которая идет от учителя или средств обучения; 2) осмысление учебного содержания основ математики и закрепления его в памяти; 3) использование математических знаний и умений для освоения содержания предмета и решения учебно-познавательных проблем; 4) словесное выражение математической информации.

Статьи по теме:

Описание диагностических методик
Методика № 1. «Предикативный словарь» (Г.А. Волкова) Цель: выявление уровня овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста. Материал: предметные картинки (ручка, нож, ножницы, л ...

МХК как средство развития личности современного школьника
В каждой школе, какой бы она не имела профиль, есть предметы как естественнонаучного, так и гуманитарного циклов. Наличие их необходимо для гармонического развития личности ребенка, а главное для фор ...

О готовности учителей к работе в условиях инклюзии
Идеи социальной инклюзии как путь построения справедливого, демократичного общества привлекают к себе все больший интерес и внимание, как ученых, так и специалистов-практиков. Оплотом инклюзивного об ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru