О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов

Статьи о педагогике » О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов

Страница 3

Эта программа, по нашему мнению, должна строиться на основе ряда критериев, имеющих принципиальное значение, На основе каких же критериев должна строиться программа первоначального обучения алаликов? Прежде чем ответить на этот вопрос, проанализируем материал, который содержится в ряде методических руководств по работе с моторными алаликами дошкольного возраста.

На первых этапах логопедического воздействия обычно рекомендуется начинать работу над произношением и накоплением слов, обозначающих названия предметов. Эту работу советуют проводить в форме вопросов и ответов: логопед, предъявляя алалику игрушку или картинку, спрашивает: ”Кто это?” или ”Что это?”, а алалик называет соответствующий предмет. При этом логопед подбирает предметы, названия которых доступны для произношения алаликов (односложные или двусложные, содержащие только те звуки, которые ребёнок умеет произносить). С первых же этапов работы вводится требование правильности произношения слов. Но общеупотребительных слов, доступных произношению алаликов на первом этапе, немного, и поэтому некоторые авторы рекомендуют активизировать словарь за счёт звукоподражательных слов, подчас специально придумываемых логопедами для этой цели. В других случаях требование правильности произношения отрабатываемых слов не ставится, что заметно отражается на количестве слов, которые произносит ребенок.

В процессе первоначального накопления слов отрабатывается артикуляционная моторика, ставятся звуки и отрабатываются в слогах, вводятся новые слова, содержащие эти звуки, при этом требуется правильное их произношение. Наряду с отработкой включающих новые звуки, проводится работа над развитием слоговой структуры (последовательности слогов) и отработка слов (трёх, четырех). Работа над развитием грамматического строя на данном этапе проводится.

Итак, логопедическая работа на первом этапе строится по схеме произношения слов (имен существительных) на доступной алалику фонетической базе — постановка новых звуков — произношение слогов и слов опять же имён существительных) с новыми с новыми звуками. Задачи стимуляции, активизации речевых проявлений на данном этапе решается в первую очередь на основе принципа доступности: используется доступная алалику называния предметов и доступная ему техника произношения. Используется также принцип усложнения нагрузки (на базе сформировавшихся звуков и слогов формируются более сложные звуки и слоговые структуры).

Очевидно, также, что в решении этой задачи определенную роль играет и принцип учёта развития речи в норме: так, например, то обстоятельство что активизация речевых проявлений проводится на материале слов — названий предметов, может быть обосновано ссылкой на то, что нормальный ребёнок вплоть до конца половины второго года жизни оперирует преимущественно «временными суждениями»; учетом этого же принципа можно объяснить и требование постепенного усложнения слоговой структуры слоя (в норме дети произносят сначала односложные, потом двусложные и вслед за ними трехсложные слова, причем между этими структурами в норме имеется значительный временной интервал). Наконец, учетом этого принципа можно обосновать и рекомендацию по введению в активную речь алалика звукоподражательных слов (ср. с так называемой автономной речью, появляющейся в процессе нормального речевого развития).

Принципы учёта возможностей ребёнка, развития его речи в онтогенезе представляются нам очень важными основаниями для построения программы логопедического воздействия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Статьи по теме:

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru