Характеристика познавательных процессов

Страница 4

Непроизвольное внимание связано с участием воли, не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредотачивать на чем-то внимание.

Произвольное внимание обязательно включает волевую регуляцию. Оно связано с борьбой мотивов и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удержать внимание. Человек в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя свое внимание на удовлетворение другого.

Чувственное внимание связано с эмоциями и избирательной работой

органов чувств. В центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление.

Интеллектуальное внимание связано с сосредоточенностью и направленностью мысли. Объектом интереса здесь является мысль.

В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному предупреждению межличностных конфликтов.

О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни.

Память – это способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. С.Л. Рубинштейн писал: “Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом”. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти человек выделился из животного мира и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Память есть у всех существ, но наиболее высокого уровня она достигает у человека.

Существует несколько классификаций видов человеческой памяти. Основанием для одной из них является деление памяти во времени сохранения материала. Здесь выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.

По преобладающему анализатору в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала выделяют двигательную, зрительную, слуховую, обонятельную, осязаемую, эмоциональную и другие виды памяти.

Мгновенная память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 секунд. Это память – образ.

Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени (около 20 секунд). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого. Кратковременная память связана с актуальным сознанием человека.

Оперативная память рассчитана на хранение информации в течении определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Этот вид памяти занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной памятью.

Долговременная память – это память способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Статьи по теме:

Психологический взгляд на развитие подростковой агрессии
Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего возраста. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся упр ...

Учительство церковно-приходской и земской школ
В допетровской Руси чуть ли не единственным учителем в школе был священнослужитель. Усиление светской и профессиональной направленности в образовании, появление различных типов школ в период XVIII-XI ...

Работа учителя логопеда по устранению дисграфических ошибок у младших школьников в условиях школьного логопункта
Работа учителя - логопеда должна строиться с учётом всех основных принципов: патогенетический принцип (принцип учёта механизма данного нарушения), принципу учёта "зоны ближайшего развития" ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru