Характеристика познавательных процессов

Страница 5

Генетическая - это такая память, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Эта память единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она очень важна для людей любых профессий, но особенно для художников и инженеров. Этот вид памяти связан с развитой у человека способностью к воображению. На зрительной памяти основан процесс запоминания и воспроизведения материала.

Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение различных звуков. Она необходима музыкантам, акустикам, филологам, людям, изучающим иностранные языки. Разновидностью слуховой памяти является словесно-логическая память. Человек, обладающей ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл текста. Этим типом памяти обладают ученые, лекторы, преподаватели вузов, учителя.

Двигательная память представляет собой понимание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений.

Эмоциональная память – это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях.

Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют. Их роль связана с удовлетворением биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма. Но для таких людей, профессии которых связаны с данными рецепторами (например, дегустатор), эта память имеет важную роль .

По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную и произвольную.

Непроизвольное запоминание происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной задачи. Непроизвольно лучше запоминается материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа и который для человека имеет большое значение.

Если с запоминаемым материалом проводится значительная работа по его осмыслению, преобразованию, классификации, установлению внутренних (структура) и внешних (ассоциации) связей, непроизвольно он может запоминаться лучше, чем произвольно. Это особенно характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Произвольная память требует постановки мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение и воспроизведение), а сам процесс требует волевых усилий.

Процессы памяти тесным образом связаны с особенности личности человека, его эмоциональным настроем, интересами и потребностями. Они определяют то, что и как человек запоминает, хранит и припоминает. Запоминание также зависит от отношения личности к запоминаемому материалу. Мы обычно запоминаем то, что для нас интересно и эмоционально значимо.

Память связана с воображением, так как приемы, направленные на развитие воображения, одновременно служат совершенствованию их образной памяти, а также ускорению процесса перевода информации из кратковременной и оперативной памяти в долговременную.

Мышление – это сложный психический процесс, который помогает получать знания, недоступные органам чувств, решать задачи, использовать разнообразные вспомогательные приемы и средства в процессе познавательной деятельности, активно действовать в процессе получения новых знаний.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Статьи по теме:

Пять шагов организации игрового процесса
Первый шаг —демонстрация песочницы. Обычно мы говорим детям следующее. «Посмотрите наша песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны голубые борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Действител ...

Исследование влияния игры на развитие познавательных способностей младших школьников
Проведенный анализ литературы, подбор и разработка материалов требуют практической, экспериментальной проверки. Экспериментальной площадкой стал Дом детского творчества города Катав-Ивановска. Практи ...

Особенности проведения занятий с детьми дошкольного возраста с использованием сказки
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru