Идея народности воспитания - центральная идея педагогической теории

Статьи о педагогике » Творческое наследие К.Д. Ушинского » Идея народности воспитания - центральная идея педагогической теории

Страница 3

Но мы допустили бы ошибку, если бы считали Ушинского сторонником отгораживания, изоляции России, её культуры от других государств мира. По мнению Ушинского, в области развития педагогических идей на практике имеются такие достижения, которые не составляют принадлежность одного народа, как, например, идеи общественного воспитания, система школьного обучения, разные методические правила обучения и т. д., но эти достижения должны быть переработаны в духе требований каждого народа в отдельности.

Можно пользоваться и педагогическим опытом другого народа, опытностью другого государства. «Но это пользование оказывается безвредным только тогда, когда основания общественного образования твердо положены самим народом. Можно и должно заимствовать орудия, средства изобретения, но нельзя заимствовать чужого характера и той системы, в которой выражается характер. С другой стороны, чем больше характера в человеке, тем безопаснее для него всякое общество; и чем больше характера в общественном образовании народа, тем свободнее может он заимствовать все, что ему угодно, у других народов» .

В развитии человечества существуют общие закономерности, и они повторяются любым народом, утверждал Ушинский К.Д., но если бы эти закономерности точно воспроизводились всеми народами независимо от места и времени, тогда бы не было ни народов, ни нации, ни национальностей, ни племен. Исторические условия жизни народов весьма различны на земном шаре и не могут не определять различий в системах народного образования разных народов.

Эти различия определяются, следовательно, не случайными обстоятельствами, а особенностями исторического развития. Каждый народ в силу обстоятельств играет в истории свою особую роль. В каждой системе воспитания проявляется народность как основная идея воспитания. «Народ без народности - тело без души, которому остается только подвергнуться закону разложения и уничтожиться в других телах, сохранивших свою самобытность» .

Народность должна быть положена у любого народа в основу воспитания как общая его закономерность, как исходное начало любой педагогической идеи и цели воспитания.

В основе идеи народного воспитания лежат понятия о человеке, каким он должен быть по понятиям того или другого народа в известный период его развития. «Каждый народ имеет свои особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях. Идеал этот у каждого народа соответствует его характеру, определяется его общественной жизнью, развивается вместе с его развитием, и выяснение его составляет главнейшую задачу каждой народной литературы» .

Он был глубоко прав, отмечая динамичность воспитательного идеала народа, его развитие, связанное с ходом истории народа. Идеал нельзя искать только в прошлом, он включает настоящее и устремления народа в будущее. Народный идеал всегда выражает степень самосознания народа, его совесть, взгляды на добро и зло пороки и добродетели. В этом идеале отражаются характер народа и изменения, происходящие в обществе. С изменением идеала во времени происходит и его переоценка. Он не статичен, в нем что-то остается от старого и всегда появляется новое, отражающее лучшие стороны нового времени. То, что казалось безукоризненным в прошлом, имеет в глазах современного человечества совершенно другую цену. Ушинский К.Д. указывал, например, что идеалы во Франции и Германии меняются быстрее, чем в Англии. Что же касается североамериканцев, то они «вырабатывают» свой особенный идеал человека, который почти совсем отвык от английских манер и является существом необыкновенно оригинальным.

Ушинский К.Д., конечно, был далек от раскрытия классового понимания сущности идеала. Но он далеко ушел в понимании его в сравнении со многими своими современниками, утверждая, что идеал, в том числе и воспитательный, исторически обусловлен, что в нем присутствуют элементы национальные, что народный идеал человека видоизменяется еще в каждом народе по сословиям. Народ вырабатывает свой идеал человека стремится осуществить его в своем потомстве, для чего используется прежде всего воспитание. При этом он отмечал, что «школьное воспитание далеко не составляет всего воспитания народа. Религия, природа, семейство, предания, поэзия, законы, промышленность, литература, - все, из чего слагается историческая жизнь народа, - составляют его действительную школу .».

По утверждению Ушинского К.Д., школьное воспитание, как ни старайся, невозможно отгородить от жизни. Она влияет на убеждения и учителей, и учеников, на формирование их устремлений, определяет выбор учебного материала. Общественное воспитание, подчеркивал он, не ведет за собой истории, но следует за ней. Нравственный идеал общества является и воспитательным идеалом. Он обусловлен конкретными, общественно-историческими условиями. Воспитательный идеал является одной из форм осмысления жизни, а его осуществление - одной из форм изменения ее. «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даст воспитателю верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями. Обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения, принятого одним умом, или привычки, вкорененной страхом наказаний. Вот основание того убеждения . что воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным» .

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Методические рекомендации по использованию мультимедийного курса «Открытая физика»
Виртуальная лаборатория «Открытая физика» представляет собой пакет программ, оформленный в виде CD-диска и ориентированный на красочную иллюстрацию физических явлений и демонстрацию фундаментальных ф ...

Понятие зрительной памяти и ее развитие в младшем школьном возрасте
Память — основа психической деятельности. Память является процессом, обеспечивающим построение всестороннего образа мира, связывающим разрозненные впечатления в целостную картину. Память — это процес ...

Роль взрослого в воспитании нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, накопления нравственного опыта, формирования личности. Этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о доб ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru