Психологические особенности развития познавательных процессов в младшем школьном возрасте

Статьи о педагогике » Игра как средство развития познавательных процессов младших школьников » Психологические особенности развития познавательных процессов в младшем школьном возрасте

Страница 1

В практике обучения детей младшего школьного возраста в последние годы произошли качественные изменения. И на данном этапе, пожалуй, нет ни одной другой ступени образования, которая имела бы такое количество программ и направлений в обучении детей, как младший школьный период развития. Правда, при этом важно отметить, что многие школы и педагоги постепенно переходят в своей работе от инновационных к традиционным программам и методам обучения. В чем причина такого положения дел? Не углубляясь в анализ проблемы внедрения нового содержания и методов обучения в начальную школу, отметим лишь один фактор, который, по нашему мнению, играет важнейшую роль в организации обучения младших школьников. Это психологическая характеристика как целого периода развития, получившего в психологии название «младший школьный». Ребенок по своему реальному («паспортному») возрасту может быть младшим школьником, а на самом деле (по своему психологическому возрасту) является дошкольником.

Что же определяет психологический возраст ребенка? Придерживаясь теории известного психолога Л.С. Выготского, - это центральное психологическое новообразование возраста. И если немного переформулировать мысль Л.С. Выготского, можно будет сказать, что это то, в чем концентрированно воплощаются особенности того или иного возрастного периода. Это та или иная психическая функция, которая определяет специфику развития всех других психических функций и процессов в том или ином возрастном периоде. Центральное психологическое новообразование «освещает» определенный период развития. Дети, соответственно своему возрасту, общаются, взаимодействуют с предметами, учатся и т. п. Надо сказать, что в современной психологии имеются разные ответы на вопрос, что является центральным психологическим новообразованием младшего школьного периода развития. Это и рефлексия, и планирование, и произвольное внимание.

В младшем школьном возрасте развивается внимание. Без до­статочной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. По сравнению с дошкольниками младшие школьники гораздо более внимательны. Они уже способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Для них внешние впечатления - сильный отвлекающий фактор, им трудно сосредоточиться на непонятном сложном материале. Их внимание отличается небольшим объемом, малой устойчивостью - они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10-20 минут (в то время как подростки - 40-45 минут, а старшеклассники - до 45-50 минут). Затруднены распределение внимания и его переключение с одного учебного задания на другое .

Разные дети внимательны по-разному: раз внимание обладает различными свойствами, эти свойства развиваются в неодинаковой степени, создавая индивидуальные варианты. Одни ученики имеют устойчивое, но плохо переключаемое внимание, они довольно долго и старательно решают одну задачу, но быстро перейти к следующей, им трудно. Другие легко переключаются в процессе учебной работы, но так же легко отвлекаются на посторонние моменты. У третьих хорошая организованность внимания сочетается с его малым объемом.

Встречаются невнимательные дети, концентрирующие внимание не на учебных занятиях, а на чем-то другом - на своих мыслях, далеких от учебы, рисовании на парте и т.д. Внимание этих детей достаточно развито, но из-за отсутствия нужной направленности они производят впечатление рассеянных. Для большинства невнимательных младших школьников характерны сильная отвлекаемость, плохая концентрированность и неустойчивость внимания.

По Л.С. Выготскому, новообразованием младшего школьного периода развития является произвольное внимание. Дети младшего школьного возраста (прошедшие кризис семи лет) ориентируются на контекст ситуации и могут реализовать произвольные (сознательно построенные) формы общения. Помимо этого у них существенно меняется отношение к себе. Младший школьник в своем отношении к себе уже более критичен и объективен, поскольку детерминирован не наличной ситуацией, а более широким контекстом. Поэтому, как и большинство взрослых, младший школьник уже не заявит, много не задумываясь, что он лучше всех.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Методика совершенствования работы по воспитанию нравственной культуры у старших дошкольников
На этапе формирующего эксперимента была разработана методика работы по воспитанию нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста с использованием экологических игр. Методика построена на ...

Методы геометрических преобразований
Методы этой группы имеют достаточно много общего. Каждый изучается, как правило, при рассмотрении соответствующего преобразования, при этом решаемые задачи служат для закрепления и более глубокого ус ...

Понятие деятельностного подхода
Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru