Организация и проведение исследования

Страница 2

В процессе обучения в младшей школе ученик овладевает умениями не только наглядно-действенного, наглядно-образного, но и, главное, в младшем школьном возрасте интенсивно развивается и словесно-логическое, отвлеченное мышление. При решении учебных задач у детей формируются такие приемы логического мышления, как сравнение, связанное с выделением в предметах общего и различного, анализ, связанный с выделением и словесным обозначением в предмете разных свойств и признаков, обобщение, связанное с отвлечением от несущественных особенностей предметов и объединением их на основе общности существенных особенностей.

По мере обучения в школе поведение детей становится более произвольным, более программируемым, более сознательным. Поэтому произвольность к концу обучения в начальной школе становится одним из главных новообразований этого возраста.

С учетом выше изложенного группой специалистов: М.К. Якимовой, Е.М. Борисовой, В.Т. Козловой, Г.П. Логиновой в 1993 году в Городе Обнинске был разработан групповой интеллектуальный тест развития интеллектуальных способностей. Он предназначен для диагностики интеллектуальных способностей учащихся 10-12 лет.

Данная методика выявляет, насколько к моменту исследования ребенок овладел предлагаемыми в заданиях словами и понятиями, а также умением выполнять с ними некоторые логические действия.

Её применение позволяет решать следующие задачи:

· анализ успешности и развитие по мере перехода из класса в класс;

· сравнение эффективности различных программ и методик обучения;

· оценка результативности работы педколлектива и отдельно взятых педагогов;

· отбор в спецклассы и спецшколы;

· установление причин школьной неуспеваемости;

· выявления учащихся, нуждающихся в индивидуальных программах обучения.

Методика включает в себя 7 тестов (см. Приложение 1). Каждый тест данной методики проводится по строго фиксированному времени:

Тест 1 "Инструкции" - выявляет сформированность у учащихся умения анализировать текст. Время работы - 4 мин. Максимальное количество баллов - 20.

Тест 2 "Математика" - выявляется уровень овладения программными знаниями по математике, способность к рассуждению. Время работы - 6 мин. Максимальное количество баллов - 20.

Тест 3 "Предложения" - определяются некоторые стороны речевого развития: понимание, сформированность письменной речи. Время работы - 5 мин Максимальное количество баллов-20.

Тест 4 "Различия" - определяется умение учащихся сравнивать понятия. Время работы - 2 мин Максимальное количество баллов - 40.

Тест 5 "Числовые ряды" - определяется уровень развития логического мышления. Время работы - 4 мин. Максимальное количество баллов - 20.

Тест 6 "Аналогия" - определяется уровень развития анализа отношений понятий. Время работы - 3 мин. Максимальное количество баллов - 40.

Тест 7 "Символы" - выявляется уровень развития произвольности деятельности у учащихся. Время работы - 4 мин. Максимальное количество баллов = количество баллов х 0,2= в баллах.

Исследование может проводиться в индивидуальной и групповой формах. Количество в группе не должно превышать 12-15 человек. Задания выполняются в специально приготовленных тестовых тетрадях, дается общая инструкция.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Периодизация латинских заимствований
Так как основным вопросом данной работы является изучение слов латинского происхождения на уроках русского языка, то, конечно же, нас интересует заимствование именно латинской лексики. Можно выделить ...

Особенности овладения лексической сочетаемости слов детьми дошкольного возраста с системными нарушениями речи
Логопедическая наука и практика в настоящее время ориентируются на обучение и воспитание детей с нарушением развития речи и на необходимость разработки содержания и методов логопедического воздействи ...

Определение понятия самооценки в современной психологии и педагогики
Самооценка – это оценка, которую дает себе личность; она включает понимание личностью себя и своих реальных возможностей и присущих этой личности качеств, достоинств и недостатков, так же понимание и ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru