Анализ образовательных и авторских программ

Страница 1

Детская книга при всей ее внешней простоватости — вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины. Удивительное искусство — детская книжка! А. Токмаков Современная система дошкольного образования использует большое количество вариативных и альтернативных программ для обучения и воспитания детей. Подходы к процессу образования и воспитания дошкольников весьма разнообразны, но основной целью этих программ является воспитание доброго, умного, творческого человека, способного чутко относится к людям, к окружающему миру, то есть заложить основы настоящего человека. Проблема ознакомления старших дошкольников с литературой с целью их эстетического воспитания освещается не в каждой программе. В основном авторы программ используют произведения детской литературы для определенных педагогических целей; воспитание коллективизма, экологического воспитания, умственного развития и прочее. При этом литература не всегда рассматривается как явление искусства, к которому надо приобщать дошкольников. Наибольший интерес могут представлять программы, предполагающие реализацию таких задач, которые связаны с воспитанием грамотного читателя: • формировать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение; • развивать способность слушать литературные произведения разных жанров; • принимать участие в рассказывании знакомых произведений; • формировать потребность слушать чтение и рассказывание; • развивать интерес детей к детской литературе. Каждая из этих программ, которые будут представлены ниже, по-своему подходит к литературному развитию дошкольников. Рассмотрим некоторые из них. Выделяется из общего ряда программа "Развитие" (Авторы А. А. Венгер и О. М. Дьяченко).

Основными целями программы являются: • развитие умственных и художественных способностей ребенка; • развитие специфических дошкольных видов деятельности на основе обучения наглядному моделированию. Программа составлена для каждого возраста, содержит объяснительную записку и детальную характеристику работы.

В задачах по работе с детской книгой выделяется три направления. 1. Ознакомление с художественной литературой. Здесь предусматриваются развитие эмоциональной сферы ребенка, усвоение морально-этических норм. Виды работ: чтение стихов, сказок, рассказов, беседы о прочитанном, игровые драматизации. 2. Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности Авторы предлагают знакомить детей со средствами выразительности (эпитет, сравнение и т.д.), звуковой стороной речи. С этой целью рекомендуется проводить такие формы работы, как беседа о прочитанном, описание картинок, персонажей произведений. Причем в старшем дошкольном возрасте предлагается отмечать не, только наглядные признаки — форму, цвет, — но и не наглядные — грустный, веселый, дидактические словесные игры, пересказы, выразительное чтение, заучивание, драматизация, сочинение новых сказок. 3. Построение наглядных моделей при пересказе, сочинении новых произведений, драматизации. Материал рекомендуется отбирать из детских книг и хрестоматий в соответствии с принципом усложнения и в связи с некоторым соответствием с временами года. Программа развития ребенка-дошкольника "Истоки" (авторы Т. И. Алиева, Л. А. Парамонова и др.) дает характеристику возрастных возможностей детей в каждом периоде дошкольного детства, на которые можно опираться в процессе приобщения их к художественной литературе. Так, в старшем дошкольном возрасте дети могут устанавливать разнообразные смысловые связи внутри произведения, происходит различение жанров и выделение предпочтений, появляется способность замечать отдельные выразительные средства языка. Программа ставит следующие задачи: • приобщить детей к высокохудожественной литературе; • формировать запас литературные и художественных впечатлений; • формировать у детей представление о характерной структуре, типичны -персонажах и сюжетно - тематическую единицу литературных произведений (в частности, сказок) и способы их творческого применения; • развивать такие формы воображения, в основе которых лежит интерпретация детьми литературного образа; • формировать у детей динамичные представления о развитии и изменении художественного образа, его многозначности и многосвязности; • развивать отношение детей к книге как к произведению эстетической культуры (бережное отношение к книге, стремление самостоятельно и повторно рассматривать иллюстрации). Составители данной программы рекомендуют делать акцент на художественной ценности отдельных произведений — образной выразительности стихотворения, неожиданном развитии сюжета в рассказе; предлагают создавать условия для сочинения детьми сказок по аналогии с народными и авторскими, проводить словесные игры с рифмами, составление сюжета по условию ("А что было бы, если ."). Рекомендуемая литература представлена таким образом; • русский фольклор (малые формы, сказки); • авторские сказки: как известные, относящиеся к русской классической и советской детской литературе (А. Пушкин, П. Ершов, В. Гаршин, П, Бажов, К. Чуковский, С. Маршак), так и известные, представляющие современную детскую литературу (Н. Абрамцева, С. Козлов); • природоведческие сказки (В. Би-анки, Н. Сладков), а также авторские сказки зарубежных писателей (Д. Биссет, О. Уайльд. Д. Родари, Г.-Х. Андерсен, Р. Киплинг); Следующая программа, в которой предполагается большая работа по приобщению ребенка к книге, — это программа "Радуга" (авторы Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др.). В разделе "Приобщение к книге" предлагается ежедневно (кроме занятий) читать детям произведения детской литературы. Одним из критериев отбора произведений для такого чтения является то, что герои по своим проявлениям должны быть близки и понятны детям. В программе дается обоснование необходимости чтения детям произведений разных жанром (сказок — народных и авторских, малых форм фольклора, юмористических произведений, игровых и лирических стихотворений и т.д.), ставятся определенные педагогические и филологические задачи. Педагогические: • извлекать из детской литературы информацию, развивать с ее помощью познавательную деятельность детей; • при чтении стихотворений, в драматизациях — совершенствовать художественно-речевые навыки детей (интонация, жест, мимика). Филологические: • развивать интерес детей к детской литературе; • совершенствовать эстетическое восприятие художественных произведений; • учить состраданию по отношению к персонажам, вызывать радость у детей от встречи с добрым и красивым миром детской книги: • развивать у детей умение обращать внимание на изобразительно-выразительные средства, на красоту языка; • учить замечать различия между жанрами (сказка, рассказ, стихотворение). Особое внимание в программе уделяется организации книжного уголка. Предлагается привлекать детей для отбора книг, вызывать их на разговор о содержании книжного уголка, устраивать выставки и т.д. Составители программы рекомендуют разные формы организации для приобщения ребенка к книге: • занятия; • ежедневное чтение; • игры-драматизации и спектакли по мотивам произведений. Для старших дошкольников разработана тематика для ежедневного чтения. Также даны конспекты занятий по приобщению детей к художественной литературе, где можно увидеть и беседы о поэзии "Зачем люди сочиняют стихи?", и рассматривание иллюстраций, и беседы о некоторых композиционных элементах сказок. В программе "Радуга" много достоинств (особенно наличие хрестоматии), но не хватает опоры на семью, на работу с родителями, чего, к сожалению, в программе не предусмотрено. Рассматривая программу "Детство" (авторы В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, 3. А. Михайлова и др.), одной из главных задач которой является заложить основу литературного развития детей, становления в них будущих читателей, нужно отметить, что раздел "Ребенок и книга" широко освещает данный вопрос. Этот раздел направлен на воспитание у детей интереса и любви к книге, умения ее слушать, понимать, эмоционально откликаться на воображаемые события, сопереживать героям. Работа над книгой, по сути, начинается со старшего дошкольного возраста, когда детям предлагается воспринимать литературного героя в его разнообразных проявлениях (внешний вид, поступки, переживания, мысли), проявлять внимание к языку, чувствовать и осознавать некоторые свойства речевой выразительности (многозначность слова, сравнение, усиление и др.), осознавать некоторые виды комического в произведениях, проникать в поэтическое настроение, передавать свое эмоциональное отношение в выразительном чтении. Предлагаются следующие формы работы: ролевые игры по литературным сюжетам, инсценирование, драматизация, выразительное чтение стихотворений, рисование, создание собственных рассказов и сказок, стихов, загадок. При создании сказок используются традиционная стилистика, зачины, концовки, при сочинении загадок — сравнения, эпитеты, метафоры, ритмическое строение текста. Практикуется совместное обсуждение прочитанного, пересказы. В специальных методических пособиях, которые опубликованы авторским коллективом программы, раскрываются содержание и особенности работы с детьми по приобщению их к книге. Также можно познакомиться с рекомендациями для литературного образования ребенка в семье: подбор домашней библиотеки для ребенка, организация литературных игр и домашних спектаклей. В целом можно сказать, что программа "Детство" очень широко и открыто ставит вопросы воспитания грамотного читателя в дошкольном учреждении. Тем не менее, необходимо более четко определить круг чтения для старших дошкольников. Программа "Из детства в отрочество", над которой работал временный научный авторский коллектив под руководством Т. Н. Дороновой, является комплексной программой для родителей и педагогов. По мнению авторов, развитие у детей интереса к чтению начинается задолго до того, как ребенок сам научится читать. Необходимо систематическое чтение, и лучше всего начинать со сказок, поскольку им принадлежит особое место в развитии дошкольника: они эмоционально близки ребенку и составляют особый мир, который наиболее активно воспринимается детьми. Для многих детей сказки связаны с волшебством. А что такое волшебство? Волшебный мир, это невидимый духовный аналог видимой Природы. Населенный сонмами любопытных существ, называемых природными духами. Это, духи земли – гномы, духи воды – ундины, духи огня – саламандры, духи воздуха – сильфы. Духи на самом деле являются живыми созданиями. Идея живой природы дает нам богатый инструмент для развития личности. Если мы расскажем ребенку об удивительных маленьких невидимых существах, живущих в каждом дереве, кусте, цветке, травинке, разве будет желание бездумно ломать ветки и рвать цветы? Мир растений создан для любящего человека. Растения с удовольствием отдают ему свои плоды, а невидимые эльфы могут перелететь в другое растение. Если ребенок будет знать, что в каждом ручейке, озере. Реке живет своя ундина, захочется ему загрязнять воду? Ведь в грязной воде не могут жить духи, и она станет мертвой. Но волшебство связано не только с обитателями волшебного мира. Оно связано с творчеством, созиданием, верой в добрые силы и новыми возможностями. Оно невидимо глазом, но ощутимо сердцем. Волшебство – это еще и превращения. Волшебство происходит внутри нас, постепенно улучшая окружающий мир. Воспитание и образование в нашем обществе не могут эффективно функционировать, не могут даже просто существовать вне народной педагогики. Народная педагогика - педагогика национального развития, подъема, возрождения. Народная сказка способствует формированию определенных ценностей, идеала. Для девочек - это красна девица (умница, красавица, рукодельница). Для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину).

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Программа профессиональной ориентации подростков
Возрастные особенности подростка и тенденции развития современного общества неуклонно повышают возрастные границы самоопределения школьников, даже по сравнению с предыдущими годами. С другой стороны, ...

Общие условия организации песочной терапии
Для организации процесса песочной терапии потребуются песочница (ящик для песка), песок, вода, коллекция миниатюрных фигурок. Песочница Размер Песочница представляет собой деревянный ящик. Традиционн ...

Программа по коррекции устной и письменной речи учащихся начальных классов с ЗПР
Предлагаемая программа предназначена для детей с ЗПР младшего школьного возраста и представлена системой логопедических занятий по коррекции нарушений письменной и устной речи с первого по четвертый ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru