Анализ образовательных и авторских программ

Страница 1

Детская книга при всей ее внешней простоватости — вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины. Удивительное искусство — детская книжка! А. Токмаков Современная система дошкольного образования использует большое количество вариативных и альтернативных программ для обучения и воспитания детей. Подходы к процессу образования и воспитания дошкольников весьма разнообразны, но основной целью этих программ является воспитание доброго, умного, творческого человека, способного чутко относится к людям, к окружающему миру, то есть заложить основы настоящего человека. Проблема ознакомления старших дошкольников с литературой с целью их эстетического воспитания освещается не в каждой программе. В основном авторы программ используют произведения детской литературы для определенных педагогических целей; воспитание коллективизма, экологического воспитания, умственного развития и прочее. При этом литература не всегда рассматривается как явление искусства, к которому надо приобщать дошкольников. Наибольший интерес могут представлять программы, предполагающие реализацию таких задач, которые связаны с воспитанием грамотного читателя: • формировать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение; • развивать способность слушать литературные произведения разных жанров; • принимать участие в рассказывании знакомых произведений; • формировать потребность слушать чтение и рассказывание; • развивать интерес детей к детской литературе. Каждая из этих программ, которые будут представлены ниже, по-своему подходит к литературному развитию дошкольников. Рассмотрим некоторые из них. Выделяется из общего ряда программа "Развитие" (Авторы А. А. Венгер и О. М. Дьяченко).

Основными целями программы являются: • развитие умственных и художественных способностей ребенка; • развитие специфических дошкольных видов деятельности на основе обучения наглядному моделированию. Программа составлена для каждого возраста, содержит объяснительную записку и детальную характеристику работы.

В задачах по работе с детской книгой выделяется три направления. 1. Ознакомление с художественной литературой. Здесь предусматриваются развитие эмоциональной сферы ребенка, усвоение морально-этических норм. Виды работ: чтение стихов, сказок, рассказов, беседы о прочитанном, игровые драматизации. 2. Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности Авторы предлагают знакомить детей со средствами выразительности (эпитет, сравнение и т.д.), звуковой стороной речи. С этой целью рекомендуется проводить такие формы работы, как беседа о прочитанном, описание картинок, персонажей произведений. Причем в старшем дошкольном возрасте предлагается отмечать не, только наглядные признаки — форму, цвет, — но и не наглядные — грустный, веселый, дидактические словесные игры, пересказы, выразительное чтение, заучивание, драматизация, сочинение новых сказок. 3. Построение наглядных моделей при пересказе, сочинении новых произведений, драматизации. Материал рекомендуется отбирать из детских книг и хрестоматий в соответствии с принципом усложнения и в связи с некоторым соответствием с временами года. Программа развития ребенка-дошкольника "Истоки" (авторы Т. И. Алиева, Л. А. Парамонова и др.) дает характеристику возрастных возможностей детей в каждом периоде дошкольного детства, на которые можно опираться в процессе приобщения их к художественной литературе. Так, в старшем дошкольном возрасте дети могут устанавливать разнообразные смысловые связи внутри произведения, происходит различение жанров и выделение предпочтений, появляется способность замечать отдельные выразительные средства языка. Программа ставит следующие задачи: • приобщить детей к высокохудожественной литературе; • формировать запас литературные и художественных впечатлений; • формировать у детей представление о характерной структуре, типичны -персонажах и сюжетно - тематическую единицу литературных произведений (в частности, сказок) и способы их творческого применения; • развивать такие формы воображения, в основе которых лежит интерпретация детьми литературного образа; • формировать у детей динамичные представления о развитии и изменении художественного образа, его многозначности и многосвязности; • развивать отношение детей к книге как к произведению эстетической культуры (бережное отношение к книге, стремление самостоятельно и повторно рассматривать иллюстрации). Составители данной программы рекомендуют делать акцент на художественной ценности отдельных произведений — образной выразительности стихотворения, неожиданном развитии сюжета в рассказе; предлагают создавать условия для сочинения детьми сказок по аналогии с народными и авторскими, проводить словесные игры с рифмами, составление сюжета по условию ("А что было бы, если ."). Рекомендуемая литература представлена таким образом; • русский фольклор (малые формы, сказки); • авторские сказки: как известные, относящиеся к русской классической и советской детской литературе (А. Пушкин, П. Ершов, В. Гаршин, П, Бажов, К. Чуковский, С. Маршак), так и известные, представляющие современную детскую литературу (Н. Абрамцева, С. Козлов); • природоведческие сказки (В. Би-анки, Н. Сладков), а также авторские сказки зарубежных писателей (Д. Биссет, О. Уайльд. Д. Родари, Г.-Х. Андерсен, Р. Киплинг); Следующая программа, в которой предполагается большая работа по приобщению ребенка к книге, — это программа "Радуга" (авторы Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др.). В разделе "Приобщение к книге" предлагается ежедневно (кроме занятий) читать детям произведения детской литературы. Одним из критериев отбора произведений для такого чтения является то, что герои по своим проявлениям должны быть близки и понятны детям. В программе дается обоснование необходимости чтения детям произведений разных жанром (сказок — народных и авторских, малых форм фольклора, юмористических произведений, игровых и лирических стихотворений и т.д.), ставятся определенные педагогические и филологические задачи. Педагогические: • извлекать из детской литературы информацию, развивать с ее помощью познавательную деятельность детей; • при чтении стихотворений, в драматизациях — совершенствовать художественно-речевые навыки детей (интонация, жест, мимика). Филологические: • развивать интерес детей к детской литературе; • совершенствовать эстетическое восприятие художественных произведений; • учить состраданию по отношению к персонажам, вызывать радость у детей от встречи с добрым и красивым миром детской книги: • развивать у детей умение обращать внимание на изобразительно-выразительные средства, на красоту языка; • учить замечать различия между жанрами (сказка, рассказ, стихотворение). Особое внимание в программе уделяется организации книжного уголка. Предлагается привлекать детей для отбора книг, вызывать их на разговор о содержании книжного уголка, устраивать выставки и т.д. Составители программы рекомендуют разные формы организации для приобщения ребенка к книге: • занятия; • ежедневное чтение; • игры-драматизации и спектакли по мотивам произведений. Для старших дошкольников разработана тематика для ежедневного чтения. Также даны конспекты занятий по приобщению детей к художественной литературе, где можно увидеть и беседы о поэзии "Зачем люди сочиняют стихи?", и рассматривание иллюстраций, и беседы о некоторых композиционных элементах сказок. В программе "Радуга" много достоинств (особенно наличие хрестоматии), но не хватает опоры на семью, на работу с родителями, чего, к сожалению, в программе не предусмотрено. Рассматривая программу "Детство" (авторы В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, 3. А. Михайлова и др.), одной из главных задач которой является заложить основу литературного развития детей, становления в них будущих читателей, нужно отметить, что раздел "Ребенок и книга" широко освещает данный вопрос. Этот раздел направлен на воспитание у детей интереса и любви к книге, умения ее слушать, понимать, эмоционально откликаться на воображаемые события, сопереживать героям. Работа над книгой, по сути, начинается со старшего дошкольного возраста, когда детям предлагается воспринимать литературного героя в его разнообразных проявлениях (внешний вид, поступки, переживания, мысли), проявлять внимание к языку, чувствовать и осознавать некоторые свойства речевой выразительности (многозначность слова, сравнение, усиление и др.), осознавать некоторые виды комического в произведениях, проникать в поэтическое настроение, передавать свое эмоциональное отношение в выразительном чтении. Предлагаются следующие формы работы: ролевые игры по литературным сюжетам, инсценирование, драматизация, выразительное чтение стихотворений, рисование, создание собственных рассказов и сказок, стихов, загадок. При создании сказок используются традиционная стилистика, зачины, концовки, при сочинении загадок — сравнения, эпитеты, метафоры, ритмическое строение текста. Практикуется совместное обсуждение прочитанного, пересказы. В специальных методических пособиях, которые опубликованы авторским коллективом программы, раскрываются содержание и особенности работы с детьми по приобщению их к книге. Также можно познакомиться с рекомендациями для литературного образования ребенка в семье: подбор домашней библиотеки для ребенка, организация литературных игр и домашних спектаклей. В целом можно сказать, что программа "Детство" очень широко и открыто ставит вопросы воспитания грамотного читателя в дошкольном учреждении. Тем не менее, необходимо более четко определить круг чтения для старших дошкольников. Программа "Из детства в отрочество", над которой работал временный научный авторский коллектив под руководством Т. Н. Дороновой, является комплексной программой для родителей и педагогов. По мнению авторов, развитие у детей интереса к чтению начинается задолго до того, как ребенок сам научится читать. Необходимо систематическое чтение, и лучше всего начинать со сказок, поскольку им принадлежит особое место в развитии дошкольника: они эмоционально близки ребенку и составляют особый мир, который наиболее активно воспринимается детьми. Для многих детей сказки связаны с волшебством. А что такое волшебство? Волшебный мир, это невидимый духовный аналог видимой Природы. Населенный сонмами любопытных существ, называемых природными духами. Это, духи земли – гномы, духи воды – ундины, духи огня – саламандры, духи воздуха – сильфы. Духи на самом деле являются живыми созданиями. Идея живой природы дает нам богатый инструмент для развития личности. Если мы расскажем ребенку об удивительных маленьких невидимых существах, живущих в каждом дереве, кусте, цветке, травинке, разве будет желание бездумно ломать ветки и рвать цветы? Мир растений создан для любящего человека. Растения с удовольствием отдают ему свои плоды, а невидимые эльфы могут перелететь в другое растение. Если ребенок будет знать, что в каждом ручейке, озере. Реке живет своя ундина, захочется ему загрязнять воду? Ведь в грязной воде не могут жить духи, и она станет мертвой. Но волшебство связано не только с обитателями волшебного мира. Оно связано с творчеством, созиданием, верой в добрые силы и новыми возможностями. Оно невидимо глазом, но ощутимо сердцем. Волшебство – это еще и превращения. Волшебство происходит внутри нас, постепенно улучшая окружающий мир. Воспитание и образование в нашем обществе не могут эффективно функционировать, не могут даже просто существовать вне народной педагогики. Народная педагогика - педагогика национального развития, подъема, возрождения. Народная сказка способствует формированию определенных ценностей, идеала. Для девочек - это красна девица (умница, красавица, рукодельница). Для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину).

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Структура личности
Существенный вклад в теорию личности внес Зигмунд Фрейд, предложив структуру психики, в виде Я, Сверх-Я и Оно, в своей теории психоанализа. В работах отечественных психологов, по теории личности, ее ...

Программа профессиональной ориентации подростков
Возрастные особенности подростка и тенденции развития современного общества неуклонно повышают возрастные границы самоопределения школьников, даже по сравнению с предыдущими годами. С другой стороны, ...

Какие требования предъявляются к экономической части дипломного проекта
Во-первых, студент должен продемонстрировать не только знание экономической теории, изученной по книгам и лекциям, а умение творчески использовать эти знания для исследования реальных инженерных проб ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru