Букет подходов

Страница 1

Однако возможности песочной терапии проявляются и в другой плоскости. Созданная клиентом картина из песка является творческим продуктом. И в этом смысле песочная терапия становится привлекательной для арт-терапевтов. Они имеют дело с проявлением творческих возможностей клиента.

В процессе арт-терапии происходит создание неких творческих продуктов, или «визуальных образов», с помощью разнообразных материалов. Причем анализ созданных продуктов используется нечасто. Вот что по этому поводу пишет Ленор Штейнхард: «В арт-терапевтическом процессе использование песка в качестве основного материала изобразительной работы предполагает «диалог» рук с песком и водой. Проведение частых сессий песочной терапии стимулирует создание клиентом целой серии песочных форм, являющихся основой для расположения миниатюрных фигурок. Песочные композиции, как с миниатюрными фигурками, так и без них, могут заключать в себе различное трудновербализуемое содержание».

Иными словами, процесс игры с песком в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психотерапии. Основной акцент делается на творческом самовыражении клиента, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит «отреагирование» внутреннего напряжения и поиск путей развития.

Использование в песочнице миниатюрных фигурок, объединение их в некоторый сюжет наводит на мысль о спектаклях внутреннего театра личности. Фигурки могут символизировать субличности автора песочной картины. Наблюдая за взаимоотношениями героев песочной картины, человек может установить актуализированные в данный момент субличности и вступить с ними в диалог. В этом случае основной акцент делается на построении диалога с фигурками.

Получается, что в процессе песочной терапии клиент строит новые взаимоотношения с самим собой. Такой подход уместен для представителей гештальт-терапии и психосинтеза.

Однако фигурки, использованные в песочнице, могут не только отражать субличности человека, но и символизировать реальных людей и явления той среды, в которую включен клиент. В песочной среде могут драматизироваться реальные жизненные ситуации, относительно которых человек испытывает определенные трудности. В этом случае песочная терапия представляет собой миниатюру психодрамы.

Преимущество психодраматического подхода здесь заключается в том, что для создания спектаклей не требуется помощь группы, — все роли исполняют игрушечные фигурки. Таким образом, песочница создает условия для спектакля не только в групповом режиме, но и в индивидуальном. Разыгрывание в песочнице конкретных жизненных ситуаций позволяет клиенту изменить отношение к ним и найти правильные для себя решения.

В песочных картинах есть еще один важнейший психотерапевтический ресурс — возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений. Именно эта идея лежит в основе сказкотерапевтического подхода к работе с песочницей.

Человек, играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, воплощает фигуру Волшебника, который вступает во взаимодействие с природными и социальными силами. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, человеку предоставляется возможность творческого изменения беспокоящей его в данный момент ситуации или состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице, человек получает опыт самостоятельного разрешения трудностей и внутреннего, и внешнего плана. В этом и проявляется его сила Волшебника. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений человек переносит в реальность.

Итак, благодаря Карлу Густаву Юнгу и Доре Калфф создание песочных картин переместилось в психологическую, психотерапевтическую плоскость и успешно в ней существует в настоящий момент. Причем представители различных концепций имеют возможность использовать песочницу в своей парадигме.

Однако, уделяя внимание песочной терапии в контексте психологической и психотерапевтической работы, не будем забывать о мощных ресурсах песочницы для коррекционно-развивающей и образовательной работы с ребенком.

В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям, а с другой — более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов.

А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект. Причем сегодня уже можно говорить о таком эффекте по отношению не только к нормально развивающимся детям, но и к их сверстникам с особенностями развития.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Роль и место темы «Многоугольники» в школьном курсе геометрии
В курсе геометрии VII-IX классов систематически изучаются геометрические фигуры на плоскости, причем большое внимание уделяется многоугольникам, изучению их свойств, рассмотрению величин, характеризу ...

Своеобразие состояния письменной речи при смешанной дисграфии
Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. А.Р. ...

Организация и проведение опытно-экспериментальной работы
Для определения эффективности предложенной технологии нами был использован педагогический эксперимент. Данный метод исследования в нашей работе является основным, поскольку его применение позволяет с ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru