Методические особенности изучения нарушений в общении родителей и подростков с осложненным поведением

Статьи о педагогике » Социально-педагогические технологии в работе с подростками осложненного поведения » Методические особенности изучения нарушений в общении родителей и подростков с осложненным поведением

Страница 1

Социальный педагог, хорошо зная семьи с конкретным жизненным укладом и их детей, сочетая коллективные и индивидуальные формы работы с родителями, способствует активизации воспитательных возможностей семьи и повышению ее психолого-педагогической культуры. Изучение семьи и семейного воспитания предполагает многообразие методов исследования: теоретический анализ, наблюдение, посещение семей, систему характеристик опросных методов (адресованных родителям и детям), беседы, анкетирование, опытно-экспериментальную работу, монографическое изучение семей, ретроспективный анализ биографий, анализ творческих работ детей. При этом важно соблюдать непременное условие: каждый из методов выполняет по отношению к другим компенсирующую и контролирующую функции. Выбирать их следует, исходя из конкретных условий. Рассмотрим некоторые методы более подробно.

Теоретический анализ не только является основой исследования проблемы до начала работы, но и сопровождает все этапы работы. Важное место отводится также методу наблюдения. Как каждый метод, наблюдение имеет свои положительные и отрицательные стороны. Плюсом является то, что оно непосредственно отражает действительность, максимально приближает изучающего к естественному ходу педагогических процессов, дает возможность наблюдать явления в те моменты, когда они появляются, видеть среду, в которой они существуют. Ограниченность наблюдения заключается в том, что оно не обеспечивает возможность предвидеть, когда в исследуемом явлении появится нечто необходимое с точки зрения изучаемой проблемы. Поэтому необходимо использовать и другие методы.

Для достижения положительных результатов по изучению осложненного поведения подростков социальному педагогу необходимо изучать влияния семьи на воспитание детей, и тут для него очень важно работать в тесном контакте с учителем, классным руководителем. Это позволяет вести систематическое и длительное наблюдение, во-первых, за учащимися на уроках, на переменах, во внеклассной работе, в семье и других ситуациях, т.е. наблюдение за поведением школьника в естественных условиях его повседневной деятельности, во-вторых, за родителями учеников во время посещения семей, родительских собраний, индивидуальных встреч, бесед, консультаций.

Метод ретроспективного анализа биографий раскрывается в сочинениях учащихся на темы: "Я и моя семья в прошлом, настоящем, будущем", "Я", "Моя родословная", "Моя мама" и др. Используя этот метод, надо проявлять доброжелательность и соблюдать педагогический такт. Обсуждать такие сочинения, цитировать их ни в классе, ни на родительских собраниях недопустимо. Метод позволяет косвенно изучить педагогическую атмосферу семьи, фиксировать в ней систему ценностей, симпатии ребенка к членам семьи.

Необходимую информацию о семье подростка с осложненным поведением можно получить с помощью анкетирования. Анкеты дают необходимый материал о воспитательной функции семьи, ее микроклимате, взаимопонимании между родителями и детьми, об организации досуга в семье, о совместных усилиях семьи и школы в воспитании детей. Анкета для массового опроса родителей школьников (карта семьи) позволяет выяснить мнение взрослых о семейном укладе, об уровне психолого-педагогической культуры семьи, трудностях в воспитании детей, а также определить, какие представления имеют родители о своих педагогических умениях, как они оценивают свои воспитательные возможности.

Анализ карт семьи и стандартизированных характеристик показывает, что в семьях, где семейный уклад позитивный, культура общения носит демократичный, доверительный характер, редко проявляется тревожность у детей. При противоречивом семейном укладе чаще наблюдаются тревожность у детей, авторитарный и либеральный стили общения. Неблагополучный семейный уклад характеризуется в большей мере конфликтно-агрессивными отношениями между членами семьи, в отношении детей применяются наказания, Кроме того, в ответах отмечаются затруднения у учащихся в учебно-познавательной сфере и школьная тревожность. Именно здесь трудности в семейном воспитании испытывает каждая вторая семья. Для получения более полной, интересной и объективной информации о воспитательных возможностях семьи в ряде случаев возникает необходимость по одним и тем же проблемам воспитания одновременно опросить родителей и детей, сопоставляя их ответы.

Определенную помощь окажет социальному педагогу такой метод, как методика незаконченного предложения. Родителям предлагается в быстром темпе закончить следующие предложения:

1) В школе, где учится мой ребенок, мне нравится.

2) В школе, где учится мой ребенок, меня беспокоит.

3) Когда я затрудняюсь принять правильное решение в вопросах воспитания, я.

4) Мне хотелось бы побеседовать с учителем о.

5) Меня беспокоит в моем ребенке.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение старшеклассников
По мнению Е. В. Низьевой на особенности процесса профессионального самоопределения старшеклассников оказывают непосредственное влияние следующие основные группы факторов: личностные характеристики, с ...

Требования к организации игр детей
В игре должна быть обеспечена двухпозиционность: сочетание ситуативной (воображаемой) и надситуативной (смысловой) позиции. Иначе это будет не игра, а действия по правилам. Важно также, по мнению Е.Е ...

Понятие игротерапии
физическое воспитание бальный танец педагог К великому таинству игры вот уже многие века пытаются приблизиться литературоведы, фольклористы, психологи, педагоги. Благодаря их трудам и исследованиям О ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru