Значение и принципы изучения литературы в школе

Страница 2

При разности подходов к предмету авторы вариативных учебно-методических комплексов по литературе сходны в одном: целью литературного образования должно стать формирование квалифицированного читателя, то есть человека, способного к самостоятельному общению с художественным текстом как произведением искусства. В процессе выработки новых подходов к достижению целей, выбору путей и средств стало достаточно очевидно, что сформировать навыки грамотного чтения невозможно – нужна новая методология. Попутно заметим, что необходимость новой методики образования возникает в ситуации, когда прежние методы обучения исчерпывают себя. Это отнюдь не значит, что они не были неэффективны и неверны. Это значит, что они были этапом в развитии, этапом, который проходит или уже прошел и наступает следующий.

Нам представляется, что причина всеобщей неудовлетворенности носит так называемый надличностный характер и состоит в том, что на сегодняшний день в практике обучения литературе парадигма прикладной логики соответствующей науки (литературоведения) превалирует над ценностной парадигмой: на наших уроках мы предлагаем ученикам выход в науку, а им нужен выход в жизнь, результатом которого может и должно стать создание учеником образа мира и себя в этом мире… средствами учебного предмета литература.

Осознание учеником того факта, что создавая художественное произведение, свой образ мира автор также решал своеобразную задачу на смысл, может облегчить диалог: "Ведь смысл принадлежит предмету, а не деятельности" - написал А. Н. Леонтьев. Но для того, чтобы диалог состоялся, писатель и читатель должны говорить на одном языке, , которому школьника надо учить на уроках литературы, учить постигать разницу между миром художественного текста и миром реальным, искусством и жизнью, учить видеть "искусственность" литературы, художественную условность. В процессе так организованного общения, осваивая язык искусства, ученик воссоздает авторскую модель мира, воплощенную в художественном образе. Именно воссоздает, а не усваивает: ведь в отличие от идеи, образ мира усвоить нельзя. Художественный текст дает возможность взглянуть на мир глазами другого, дает прохождение не пройденных дорог. В процессе таким образом организованного общения с художественным текстом ученик соотносит "образ мира, в слове явленный", со своим образом мира и выражает к нему свое отношение, то есть создает свою интерпретацию прочитанного, осмысляемую как лично значимую ценность.

А именно ценность и выполняет роль связующего звена между культурой и личностью.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Методика проведения дидактических ир.
Предлагаем общие методические советы, необходимые для проведения игр: 1. Воспитатель должен четко представлять цель игры, ее ход, свою роль в ней. Выбор игры определяется как уровнем умственного разв ...

Классификация и симптоматика дисграфии
Неоднозначность существующих представлений о дисграфии, ее причинах, механизмах, симптомах связана с расхождением в научных подходах к ее изучению. Существует несколько классификаций детской дисграфи ...

Анализ результатов констатирующего эксперимента
Сначала мы обследовали состояние звукопроизношения при изолированно произнесенном звуке. Результаты обследования представлены в таблице № 3 . Таблица 3 Результаты состояния звукопроизношения при изол ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru