Значение и принципы изучения литературы в школе

Страница 2

При разности подходов к предмету авторы вариативных учебно-методических комплексов по литературе сходны в одном: целью литературного образования должно стать формирование квалифицированного читателя, то есть человека, способного к самостоятельному общению с художественным текстом как произведением искусства. В процессе выработки новых подходов к достижению целей, выбору путей и средств стало достаточно очевидно, что сформировать навыки грамотного чтения невозможно – нужна новая методология. Попутно заметим, что необходимость новой методики образования возникает в ситуации, когда прежние методы обучения исчерпывают себя. Это отнюдь не значит, что они не были неэффективны и неверны. Это значит, что они были этапом в развитии, этапом, который проходит или уже прошел и наступает следующий.

Нам представляется, что причина всеобщей неудовлетворенности носит так называемый надличностный характер и состоит в том, что на сегодняшний день в практике обучения литературе парадигма прикладной логики соответствующей науки (литературоведения) превалирует над ценностной парадигмой: на наших уроках мы предлагаем ученикам выход в науку, а им нужен выход в жизнь, результатом которого может и должно стать создание учеником образа мира и себя в этом мире… средствами учебного предмета литература.

Осознание учеником того факта, что создавая художественное произведение, свой образ мира автор также решал своеобразную задачу на смысл, может облегчить диалог: "Ведь смысл принадлежит предмету, а не деятельности" - написал А. Н. Леонтьев. Но для того, чтобы диалог состоялся, писатель и читатель должны говорить на одном языке, , которому школьника надо учить на уроках литературы, учить постигать разницу между миром художественного текста и миром реальным, искусством и жизнью, учить видеть "искусственность" литературы, художественную условность. В процессе так организованного общения, осваивая язык искусства, ученик воссоздает авторскую модель мира, воплощенную в художественном образе. Именно воссоздает, а не усваивает: ведь в отличие от идеи, образ мира усвоить нельзя. Художественный текст дает возможность взглянуть на мир глазами другого, дает прохождение не пройденных дорог. В процессе таким образом организованного общения с художественным текстом ученик соотносит "образ мира, в слове явленный", со своим образом мира и выражает к нему свое отношение, то есть создает свою интерпретацию прочитанного, осмысляемую как лично значимую ценность.

А именно ценность и выполняет роль связующего звена между культурой и личностью.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Опыт по организации дифференцированного обучения на уроках физики в период педагогической практики
Чтобы организовать дифференцированное обучение на уроках физики, нужна была предварительная подготовка: необходимо было разделить учеников на группы по успеваемости. Для этого я изучала классный журн ...

Организационная культура
Существует несколько типов культуры: 1. Клановая организационная культура. Данный тип похож на большие семьи, они делают акцент на долгосрочной выгоде совершенствования личности. Организация поощряет ...

Внутренняя структура процесса обучения
Для организации учебного процесса необходимо хорошо знать те внутренние структурные компоненты, из которых он состоит. С этой точки зрения в обучении выделяют следующие структурные компоненты: целево ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru