Значение и принципы изучения литературы в школе

Страница 2

При разности подходов к предмету авторы вариативных учебно-методических комплексов по литературе сходны в одном: целью литературного образования должно стать формирование квалифицированного читателя, то есть человека, способного к самостоятельному общению с художественным текстом как произведением искусства. В процессе выработки новых подходов к достижению целей, выбору путей и средств стало достаточно очевидно, что сформировать навыки грамотного чтения невозможно – нужна новая методология. Попутно заметим, что необходимость новой методики образования возникает в ситуации, когда прежние методы обучения исчерпывают себя. Это отнюдь не значит, что они не были неэффективны и неверны. Это значит, что они были этапом в развитии, этапом, который проходит или уже прошел и наступает следующий.

Нам представляется, что причина всеобщей неудовлетворенности носит так называемый надличностный характер и состоит в том, что на сегодняшний день в практике обучения литературе парадигма прикладной логики соответствующей науки (литературоведения) превалирует над ценностной парадигмой: на наших уроках мы предлагаем ученикам выход в науку, а им нужен выход в жизнь, результатом которого может и должно стать создание учеником образа мира и себя в этом мире… средствами учебного предмета литература.

Осознание учеником того факта, что создавая художественное произведение, свой образ мира автор также решал своеобразную задачу на смысл, может облегчить диалог: "Ведь смысл принадлежит предмету, а не деятельности" - написал А. Н. Леонтьев. Но для того, чтобы диалог состоялся, писатель и читатель должны говорить на одном языке, , которому школьника надо учить на уроках литературы, учить постигать разницу между миром художественного текста и миром реальным, искусством и жизнью, учить видеть "искусственность" литературы, художественную условность. В процессе так организованного общения, осваивая язык искусства, ученик воссоздает авторскую модель мира, воплощенную в художественном образе. Именно воссоздает, а не усваивает: ведь в отличие от идеи, образ мира усвоить нельзя. Художественный текст дает возможность взглянуть на мир глазами другого, дает прохождение не пройденных дорог. В процессе таким образом организованного общения с художественным текстом ученик соотносит "образ мира, в слове явленный", со своим образом мира и выражает к нему свое отношение, то есть создает свою интерпретацию прочитанного, осмысляемую как лично значимую ценность.

А именно ценность и выполняет роль связующего звена между культурой и личностью.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов
Среди детей — моторных алаликов дошкольного возраста (5—6 лет) значительную часть составляют дети так называемого первого уровня речевого недоразвития. При относительной сформированности импрессивной ...

Возрастные особенности развития внимания у детей дошкольного возраста
Г.А. Урунтаева считает, что элементарным проявлением внимания выступает реакция сосредоточения, когда малыш как бы устанавливает свой анализатор так, чтобы лучше воспринять сигнал. На 2-3 неделе жизн ...

Формы, виды и методы контроля результатов обучения химии
Формы контроля зависят от способа организации или подачи информации от учащихся к учителю. В дидактике нет единой классификации форм контроля. Помимо форм контроля, в дидактике различают виды контрол ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru