История отношения общества к умственно отсталым и социальная политика РФ в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья

Статьи о педагогике » Сущность и специфика работы социального педагога в специальной школе-интернате VIII вида » История отношения общества к умственно отсталым и социальная политика РФ в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья

Страница 1

На всех этапах своего развития человеческое общество проявляло внимание к людям, имеющим те или иные нарушения физических или психических качеств. Если такие лица оставались без внимания, это становилось тяжелым бременем для общества и способствовало процветанию таких пороков, как преступность, тунеядство, бродяжничество.

В связи с этим у общества возникла необходимость определить свое отношение к данным лицам, их правовое положение, необходимые формы помощи.

С развитием общества менялось не только его отношение к аномальным людям, но менялись и критерии аномальности. Причем на определение рамок «норма-патология» влияет целый ряд факторов: уровень экономического, политического, нравственного, религиозного развития общества, состояние науки и культуры, просвещения, здравоохранения и др.

В зависимости от уровня развития общества к людям с различными психофизическими нарушениями предъявлялись определенные требования.

Так, например, в рабовладельческом обществе дети с различными недостатками развития подлежали физическому уничтожению.

Сенека писал: «Надо убивать уродов и топить тех детей, которые рождаются на свет хилыми и обезображенными. Так надо поступать не из-за гнева и досады, а руководствуясь правилами разума: отделять негодное от здорового».

В феодальном строе, когда слишком велико было влияние церкви, любое отклонение от нормы расценивалось, как проявление «злого духа». Такие люди подвергались гонениям, отстранением от всякой общественной жизни и даже пыткам инквизиции.

В славянских государствах на детей с различными отклонениями смотрели как на «божьих людей», окружали их ореолом святости. В Киевской Руси широко было распространено милосердное движение: оказывалась посильная помощь убогим детям, приютам и богадельням, где проживали несчастные и больные люди.

Один из первых документов на Руси, обязывающий церковь заботиться об убогих, нищих и юродивых, был принят еще в 996 году князем Владимиром Святославичем. Ровно через 100 лет в 1096 году князь Владимир II (Мономах) в своем «Поучении» дает такие наставления: «Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте».

Подобные указы были приняты при Иване Грозном (о необходимости попечения больных, нищих и лишенных разума), в царствие Федора Алексеевича (указы, запрещавшие бродить по улицам нищих, убогих, юродивых), обязывающие открывать для них богадельни, помещать «дураков» в монастыри.

В эпоху Петра I некоторые бояре, не желая отдавать своих чад на государственную службу, стали отправлять их под видом «дураков» в монастыри. Петр издал несколько указов о «дураках», где определял признаки дураков, дабы избежать симуляции. «Дураком» Пётр признавал тех, кто «отповеди учинить не может, не годится ни в какую науку и службу, недвижимое к пустому приводит, беспутство расточает». Однако эти указы не оказали большого влияния на бояр, ситуация изменилась лишь тогда, когда Пётр I приказал лишать «дураков» наследства и запретить им жениться. Кроме того, Пётр предлагал строить госпиталя для душевнобольных, но этот указ широкого распространения не получил.

И только в царствование Екатерины II появились дома для душевнобольных, открылось несколько учреждений для присмотра за инвалидами и сиротами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Система домашних заданий, их роль в обучении
Домашнее задание - это задание, задаваемое учителем ученику для самостоятельного выполнения после уроков. Домашнее задание закрепит новый изученный на уроке материал, усвоение которого носит концентр ...

Модель организации самостоятельной работы учащихся на уроке
Мы изучили работу Евдокимовой Анны Игоревны, учителя русского языка и литературы МОБУ СОШ № 2, гп. Пойковский, Ханты-Мансийского автономного округа- Югры «Модель организации самостоятельной работы уч ...

Национальная доктрина российского образования как исторический итог «потока образования и просвещения» в истории развития российской цивилизации
Образование и просвещение, как его неотъемлемая часть, в социогенетическом и институциональном измерении есть исторический поток, норма которого определяет поток исторического здоровья нации. В этом ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru