Обследование письменной речи детей 2 класса

Статьи о педагогике » Коррекция дисграфии в условиях школьного логопункта » Обследование письменной речи детей 2 класса

Страница 2

Отсутствие звука обозначается в таблице прочерком. В случае замены звуков записывается звук - заместитель. В случае искажения звука сокращённо записывается характер искажения: м/з - межзубное произношение, п/з - призубное, г/з - губно-зубное, бок. - боковое, ув. - увулярное, вел. велярное, шип. - шипящее, г/ггубно0 губное и т.д.

Исследование умения воспроизводить звуковую структуру слова

Предлагается назвать картинки или повторить слова различной звуко-слоговой структуры:

Например: сыр, снег, рога, государство, электричка, милиционер, космонавт, чистильщик и т.д.

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Отметить наличие и характер имеющихся аномалий в анатомическом строении периферического отдела артикуляционного аппарата:

челюстей (дефекты верхней, нижней челюсти);

соотношение верхней и нижней челюсти, т.е. дефекты прикуса.

зубов (двойной ряд зубов или их отсутствие, очень мелкие зубы и т.д.)

языка

твёрдого нёба

мягкого нёба

губ (излишне толстые губы, наличие рубцов, короткая верхняя губа).

Особенности ручной и речевой моторики

Исследование состояния ручной моторики (особенно пальцев), пальцевого гнозопраксиса.

Определение ведущей руки, ноги, глаза.

Выполнение пробы Хэда: "Покажи правой рукой левое ухо", "левой рукой правое ухо", так же предлагается показать правые и левые части тела у напротив сидящего человека.

Оптико-кинестетическая организация движений (проба на праксис позы).

Задания: соединить 1 и 2 пальцы в виде кольца. Вытянуть 2 и 3 пальцы, затем 2 и 5 пальцы. Перебор пальцев.

Исследование речевой моторики.

Определить особенности движений нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба по следующим параметрам:

наличие или отсутствие движений;

тонус (нормальное напряжение, вялый, чрезмерно напряженный);

активность движений (нормальная активность, заторможенность, расторможенность);

точность выполнения движений;

длительность выполнения движений, т.е. способность удерживать органы артикуляционного аппарата в заданном положении в течение определённого времени;

переключаемость движений;

темп движения;

Замена одного движения другим;

наличие синкинезий, добавочных, лишних, судорожных движений.

Необходимо обследовать возможность выполнения изолированных движений и их серий, движений по подражанию, словесной инструкции.

Особенности динамической стороны речи

Указать:

темп и ритм речи;

употребление ударений словесного и логического;

особенности голоса;

употребление основных видов интонации, их оттенков;

выразительность речи;

Исследование слуховой функции и восприятия речи

Состояние биологического слуха (по данным медицинской карты).

Состояние восприятия речи.

Исследование фонематического восприятия

(дифференциация фонем)

Определить у ребёнка способность дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость - глухость, твёрдость - мягкость, свистящие - шипящие и т.д.

В задании предлагается повторить серию слогов; показать картинку на слова - квазиомонимы (коза - коса); придумать предложение с такими словами;

Исследование языкового анализа и синтеза.

Анализ предложения на слова.

Определить количество, последовательность и место слов в предложении.

Слоговой анализ и синтез.

Определить количество слогов в слове.

Фонематический анализ.

Исследуется состояние простых и сложных форм фонематического анализа.

А. выделение звука на фоне слова.

Б. выделение первого звука из слова.

В. Выделение последнего звука из слова.

Г. Определение места звука (начало, конец, середина) в слове.

Д. Определение количества звуков в слове.

Е. определение места звука по отношению к другим звукам слова.

Фонематический синтез.

Назвать слитно слово, произнесённое с паузами после каждого звука

(ч - а - с).

Фонематические представления.

Определить способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений.

Например придумать слово в котором есть звук "Ш".

Исследование словарного запаса

Характеристика пассивного словаря. Ребёнку предлагается назвать предмет, действие, цвет, форму предметов по картинке.

Исследование грамматического строя речи

Характеристика употребляемых предложений.

Состояние словоизменения.

Состояние словообразования.

Исследование зрительно - пространственных функций

Данные взять из медицинской карты

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Противоречивое воспитание
«Такое воспитание может быть обусловлено реализацией разными членами семьи одновременно различных типов воспитания или сменой образцов воспитания по мере взросления ребенка. Противоречивость выступае ...

Развивающие индивидуально-групповые занятия с подростками осложненного поведения
Взаимодействуя с существующими общественными ценностями в жизни, подросток сравнивает свое поведение с теми образцами, которые предлагаются ближайшим окружением: родителями, педагогами и другими знач ...

Особенности развития наглядно-образного, словесно-логического и творческого мышления школьников младшего школьного, младшего подросткового и старшего подросткового возраста
Мышление – процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности, выступает как понимание речевой продукции (устной и письменной). По ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru