Коррекционно-развивающая работа по формированию учебно-важных качеств у детей с ЗПР и ее результаты

Статьи о педагогике » Особенности готовности к школьному обучению детей шести-семи лет с задержкой психического развития » Коррекционно-развивающая работа по формированию учебно-важных качеств у детей с ЗПР и ее результаты

Страница 2

Учитывая большую импульсивность, неорганизованность детей, неустойчивость их внимания, мы учили их вслушиваться в задание. На начальном этапе работы задания намеренно упрощалось. Основная цель — научить детей выделять эти задания вниманием и запоминать их. Используются различные приемы: "Скажи громче, чем я", "Повтори мое задание своему соседу", "Скажем вместе дружно, что нам нужно делать", "Поправь товарища", "Повтори задание по частям" и др.

Специальные усилия прилагаются и к тому, чтобы ребенок научился вдумываться в задание, а также планировать его выполнение. В этих целях используются главным образом подгрупповые занятия, на которых одной из главных задач была – обучение детей действию планирования и самоконтролю. Нами было предложено задание "Рисование флажков". Ребенку предлагали рассмотреть образец задания — на двойном тетрадном листе с разлиновкой в клеточку нарисованы цветные флажки при соблюдении следующих правил: 1) ножка флажка занимает три клеточки, флажок — две; 2) расстояние между двумя соседними флажками — две клеточки; 3) расстояние между строчками — две клеточки; 4) флажки нарисованы при чередовании красного и зеленого цвета; 5) ножка у флажка коричневая.

Далее ему давали следующую инструкцию: "Смотри, на этом листочке нарисованы цветные флажки. У тебя такой же листок, вот цветные карандаши. Нарисуй на своем листочке точно такие же флажки, как здесь.

Посмотри внимательно на мою работу и делай точно

так же. Можешь смотреть на нее и во время рисования, я ее убирать не буду. Рисуй до тех пор, пока я не скажу: "Достаточно, положи карандаш". А теперь рисуй!".

По окончании работы задавали следующие вопросы: 1) Тебе нравится твоя работа? 2) Почему она тебе нравится (не нравится)? 3) У тебя все получилось так, как здесь нарисовано? 4) Почему ты так считаешь? 5) Расскажи, как надо было рисовать. После сигнала об окончании работы дети еще проверяли, сравнивали с образцом.

Упражнение "Круги".

Детям предлагалось нарисовать 7 кругов из них закрасить второй и пятый. Дети вслух повторяли инструкцию, рассказывали последовательность своих действий и после этого приступали к выполнению.

Упражнение "Узор".

Детям необходимо было выложить геометрические фигуры в определенной последовательности. Например, "Сначала положи красный квадрат, затем зеленый круг, желтый треугольник". В последствии количество называемых фигур увеличивалось.

Все дети старательно выполняли задание. Пытались соблюдать правила, контролировать себя, исправлять допущенные ошибки.

Словесный анализ работы помогал детям самим давать адекватную оценку собственной работе. Первоначально мы сами определяли последовательность действий, затем привлекает к этому детей: "Давайте подумаем, как мы будем делать (рисовать, считать и т. д.) — с чего начнем, что дальше будем делать, чем закончим". Поддерживает правильные предложения детей. Постепенно дети учились рассказывать вслух о последовательности предстоящих действий ("Подумай и расскажи сначала себе, а потом расскажешь всем ребятам, если я тебя спрошу"). При необходимости для уточнения и правильного речевого оформления программы деятельности привлекались другие дети. Работа с детьми по формированию действий самоконтроля на этапе ориентировки в задании продолжается до тех пор, пока они не станут для них привычными, т. е. пока дети не научатся не только правильно их запоминать, понимать (спрашивать о непонятном), но и в любое время проверять себя, ориентируясь на алгоритм этого действия: что нужно сделать и какие правила надо помнить, чтобы выполнить задание правильно. Параллельно велась работа по формированию у детей умения ставить собственную цель и осуществлять самоконтроль. Самоконтроль – это важный компонент учебной деятельности и его формирование для обучения, не менее важно, чем усвоение ЗУНов. Для развития внимания использовались игры и упражнения, развивающие концентрацию, переключаемость, объем внимания. Коррекционные задания являлись средством развития не только свойств внимания, но и самоконтроля. Для этой работы детям предлагались задания корректурного типа (приложение 10). Детям предлагался бланк с геометрическими фигурами (4 вида), в котором 10 рядов по 10 фигур. Фигуры в рядах расположены произвольно. Использовались разные варианты работы с данными бланками.

а) "Расставь значки в фигурах так же, как показано на образце".

б) "Расставь значки только в треугольниках и квадратах".

В) "Поставь значки в кругах и подчеркни все квадраты".

Детям неоднократно повторялась инструкция, что позволило сосредоточиться детям, быть максимально внимательными. В начале задания дети отвлекались, часто смотрели на образец, с середины задания пытались работать по памяти. Наблюдались элементы речевой регуляции.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Практическое значение социальной педагогики
Как отмечалось в предыдущей главе, социальная педагогика и в теоретическом и, особенно, в практическом плане имеет огромное значение в современном обществе. В начале 90-х гг. в России была введена но ...

Правовая культура: понятие, структура, функции
Единого подхода к трактовке категории «правовая культура и ее структурных компонентов, содержания, функций не существует, в силу того, что понятие правовой культуры многогранно. Насчитывается более 2 ...

Научные исследования в области развития речи детей дошкольного возраста
Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное и правильное овладение ребенком речью. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении. Сл ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru