Кризис 7 лет и проблема психологической готовности детей к обучению в школе

Статьи о педагогике » Особенности готовности к школьному обучению детей шести-семи лет с задержкой психического развития » Кризис 7 лет и проблема психологической готовности детей к обучению в школе

Страница 2

Л.И. Божович считала, что все это дает возможность говорить о том, что одним из главных новообразований, которые возникают на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, является способность и потребность к социальному функционированию, т.е. осуществлению общественно значимой деятельности.

Изменения взаимоотношений со сверстниками связаны с коллективным характером обучения, основанный на общей ответственности. Отметка и успех в учебе становится главным критерием в оценке сверстниками друг друга и определяют положение ребенка в классе.

В связи с переходом в школу также меняется и отношение взрослых к ребенку. Ему представляется большая, чем дошкольнику самостоятельность: он должен сам определять время, следить за выполнением режима дня, не забывать о своих обязанностях, вовремя и качественно делать домашнее задание.

Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. Согласно взглядам Д. Б. Эльконина, там и тогда, где и когда появляется ориентация на смысл поступка, там и тогда ребенок переходит в новый возраст. Диагностика этого перехода — одна из самых актуальных проблем современной возрастной психологии.

Итак, к концу дошкольного возраста мы имеем три линии развития: 1 — линия формирования произвольного поведения, 2 — линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности, 3 — линия перехода от эгоцентризма к децентрации. Развитие по этим линиям определяет готовность ребенка к школьному обучению.К проблеме кризиса 7 лет непосредственно примыкает проблема готовности ребенка к школьному обучению.

В.С. Мухина дала определение готовности: "Готовность к школе -- системное образование, включающее предметно-специфическую готовность (умения ребенка писать, читать, считать) собственно психологическую, обеспечивающую успешное включение ребенка в процесс школьного обучения".

Л. С. Выготский отмечал, что готовность к школьному обучению формируется в ходе самого обучения. До тех пор, пока не начали обучать ребенка в логике программы, до тех пор еще нет готовности к обучению; обычно готовность к школьному обучению складывается к концу первого полугодия первого года обучения в школе. Отсюда первое требование, которое надо учитывать при поступлении в школу — никогда не следует измерять готовность к школьному обучению формальному уровню умений и навыков, таких как чтение, письмо, счет. Владея ими, ребенок может еще не иметь соответствующих механизмов умственной деятельности.

Л.И. Божович отмечала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Основным критерием готовности к школе в трудах Л.И. Божович выступает особое новообразование – "внутренняя позиция школьника", которая включает в себя познавательную потребность в общении на новом уровне.

Аналогичных взглядов придерживался А.В. Запорожец, считавший, что готовность к обучению в школе представляет собой целую систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д Идеи этого подхода находят отражение в работах Н.И. Гуткиной, где также подчеркивается определяющая роль мотивации в готовности детей к школьному обучению.

По мнению Д. Б. Эльконина, превращение правила во внутреннюю инстанцию поведения — важный признак готовности. За выполнением правила, считал Д. Б. Эльконин, лежит система социальных отношений между ребенком и взрослым. Сначала правила выполняются в присутствии взрослого, затем с опорой на предмет, замещающий взрослого, и, наконец, правило становится внутренним. Если бы соблюдение правила не заключало в себе системы отношений со взрослым, то никто бы никогда этих правил не выполнял.

Готовность ребенка к школьному обучению предполагает "вращивание" социального правила, подчеркивал Д. Б. Эльконин, однако специальной системы формирования внутренних правил в современной системе дошкольного воспитания не предусмотрено.

Переход к системе школьного обучения — это переход к усвоению научных понятий. Ребенок должен перейти от реактивной программы к программе школьных предметов (Л. С. Выготский). Ребенок должен, во-первых, научиться различать разные стороны действительности, только при этом условии можно переходить к предметному обучению. Ребенок должен уметь видеть в предмете, в вещи какие-то ее отдельные стороны, параметры, которые составляют содержание отдельного предмета науки. Во-вторых, для усвоения основ научного мышления ребенку необходимо понять, что его собственная точка зрения на вещи не может быть абсолютной и единственной. Ж. Пиаже выделил две важные характеристики мышления ребенка дошкольного возраста. Первая касается перехода от дооперационального мышления ребенка дошкольного возраста к операциональному мышлению школьника. Он осуществляется благодаря формированию операций; а операция — это внутреннее действие, ставшее сокращенным, обратимым и координированным с другими действиями в целостную систему. Операция происходит из внешнего действия, из манипулирования с предметами.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Экспериментальное изучение влияния дидактической игры на эффективность повторения знаний
В основе любой игровой методики, проводимой на занятиях и внеклассных мероприятиях, должны лежать следующие принципы: - Актуальность дидактического материала; - коллективность; - соревновательность. ...

Эволюция внешкольной работы
Изменения в обществе в 90-е годы привели к глубокому социально-экономическому кризису. На развитии системы образования, в том числе внешкольных учреждений, сказались две группы факторов: и смена ценн ...

Внутренняя структура процесса обучения
Для организации учебного процесса необходимо хорошо знать те внутренние структурные компоненты, из которых он состоит. С этой точки зрения в обучении выделяют следующие структурные компоненты: целево ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru