Методические рекомендации к организации проектной деятельности

Статьи о педагогике » Применение педагогического проектирования на уроках технологии » Методические рекомендации к организации проектной деятельности

Страница 1

Творческий проект выполняется в соответствии с программой и Учебно-методическим планом предмета технологии.

Основными целями проектной деятельности является:

· развитие активной творческой личности, способной самостоятельно приобретать новые знания.

· развитие навыков самостоятельной исследовательской работы у учащихся.

· обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе проектной деятельности.

· умение применять полученные знания, умения, навыки посредством собственной проектной деятельности.

· создание оптимальных условий для нахождения своего Я в процессе различных видов учебной, технологической и трудовой деятельности.

Творческий проект должен иметь:

· научно-исследовательский характер;

· глубину знаний, объем используемого материала, самостоятельность в решении задач при разборке идей и формулирования темы;

· связь теории с практикой; научность, сознательность и активность усвоения знаний;

Проект – это самостоятельная творческая завершенная работа учащегося, выполненная под руководством учителя. Она обычно состоит из двух частей: теоретической и практической. В качестве последней выступают конкретное изделие, макет, модель, видеофильм, компьютерная разработка и т.п., а в теоретической является пояснительная записка.

Для успешного выполнения и своевременной защиты творческого проекта учителем разработаны и утверждены сроки поэтапного контроля и самоконтроля за выполнением работы в течении отведенного времени над творческим проектом.

Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения материала, сколько создания условий для развития мышления учащихся, расширения их познавательного интереса, и на этой основе – возможностей их самообразования и самореализации в процессе практического применения знаний.

Именно поэтому учитель, берущийся за организацию и руководство проектом, должен обладать высоким общим уровнем культуры, творческими способностями, фантазией, без которых он не сможет быть генератором развития интересов ученика и его творческого человеческого потенциала. Авторитет учителя определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний. Впереди будет тот, кто инициирует и провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности. Это оказывается еще и вызовом самому себе.

В определенном смысле учитель перестает быть только «чистым предметником» – он становится педагогом широкого профиля, педагогом, помогающим ученику увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии.

К ответу на этот вопрос, ответу весьма индивидуальному для каждого, может подвести перечень ролей, которые предстоит «прожить» учителю в ходе руководства проектом.

1. Энтузиаст, который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели.

2. Специалист, который компетентен в нескольких областях.

3. Консультант, который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам.

4. Руководитель, который может четко спланировать и реализовать проект.

5. «Человек, который задает вопросы» (по Дж. Питту), который организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь.

6. Координатор, который поддерживает групповой процесс решения проблем.

7. Эксперт, который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов.

В плане создания условий для развития учащихся в ходе проектной деятельности наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать учитель, какие – сами учащиеся, какие разрешимы при сотрудничестве учащихся и учителя? Готового ответа на эти вопросы нет. Понятно, что степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности проблемы, которую призван разрешить проект, от характера взаимоотношений в группе и др.

Для учителя важно избежать перегибов как в ту, так и в другую сторону. А для этого нужно думать, анализировать и пробовать. Самым сложным моментом при введении в учебный процесс метода проектов является организация этой деятельности, а особенно - подготовительный этап. Не каждый урок должен проходить в «проектной манере». При планировании обучения на год учителю необходимо выделить ведущую тему (раздел) или несколько тем (разделов), которые будут «вынесены на проектирование».

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Практическое значение социальной педагогики
Как отмечалось в предыдущей главе, социальная педагогика и в теоретическом и, особенно, в практическом плане имеет огромное значение в современном обществе. В начале 90-х гг. в России была введена но ...

Анализ содержания темы «Многоугольники» в школьных учебниках геометрии
В курсе геометрии 7-9 классов систематически изучаются геометрические фигуры на плоскости, причем большое внимание уделяется многоугольникам, изучению их свойств, рассмотрению величин характеризующих ...

Метод геометрических мест
Математическая сущность метода геометрических мест весьма проста. Она состоит в том, что искомая точка определяется как точка пересечения некоторых двух геометрических мест (или иногда как точка пере ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru