Особо отметим такое явление, как классный час,
напрасно вытесненный из практики школы. Классный час имеет, по крайней мере два значения, первое из которых – просто время работы классного руководителя с классом, поставленное в расписание уроков. В это время классный руководитель может заниматься с классом тем, чем он вместе с учениками посчитает нужным: беседы по самой разной проблематике, развивающие игры, дискуссии, чтение книг и др. К сожалению, обычно учителя собирают учеников только для решения организационных вопросов и «отчитывания» за плохое поведение и успеваемость. Поэтому есть второе значение понятия «классный час» – собрание учеников класса для обсуждения классных дел. Здесь и нужно дать слово ученическому самоуправлению, которое будет решать организационные и другие актуальные вопросы жизни класса. Думается, что классный час в первом и втором значениях не обязательно проводить каждую неделю, а достаточно раза два в месяц.
Часто граница между разного типа классными часами довольно условна: на классном собрании, посвященном обсуждению проблем класса, могут выступить с беседой, сообщением учитель, родители, какие-то гости. Остановимся на так называемых беседах классного руководителя
на различные «воспитательные» темы. Прежде всего, скажем, что такие беседы не должны превращаться в персональные словесные выговоры и назидания. Индивидуальную работу надо проводить индивидуально. Думается, что обсуждения возможны, но именно совместные. Они не должны превращаться в разносы одного ученика в молчаливом присутствии всех. При соблюдении названного условия, это действительно оптимальный метод. В данных конкретных условиях ваши ученики и вы готовы обсуждать острые вопросы, никому не причиняя зла, не унижая и пр.
Таким образом, на современном этапе развития общества отечественная школа нуждается в организационных структурах, которые выполняли бы функции прогнозирования и коррекции конфликтных и других негативных явлений в школьном коллективе, социальной защиты каждого его члена. Главная цель современного демократического общества – формирование гармонически развитой, социально активной личности. Эта система предполагает эффективное взаимодействие всех внешкольных, культурно-просветительных и спортивных учреждений с общеобразовательными школами, с семьями учащихся. Эта взаимосвязь помогает решить стратегические задачи современного образования:
– обеспечить непрерывность образования;
– развивать в полной мере технологии и идеи личностно-ориентированного образования;
– осуществлять программы социально-психологической адаптации;
– проводить профориентацию;
– развивать творческие способности личности и создавать условия для формирования опыта творческой самодеятельности ученика и учителя
В настоящее время существует определенный разрыв в деятельности общеобразовательной школы и внешкольных учреждений, который вызван, прежде всего, отсутствием преемственности и координации усилий между социальными институтами.
В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общественных интересов школьников, способствовать их творческой деятельности.
Очень важно создавать благоприятные условия для детей:
– широко использовать их творческие возможности в подготовке внеклассных, общешкольных мероприятий;
– демонстрации личных достижений – авторские выставки, сольные концерты, презентации, показы, выступления.
Одна из важных задач внешкольной работы – помочь в выборе профессии. Большинство детей находят ответ на этот важный вопрос в сфере досуга.
В данной подглаве мы выделяем: актуальные цели и задачи воспитания учащихся, рассматриваем формы воспитательной работы, выделяем пять форм внеурочной воспитательной работы, рассматриваем классный час как важное явление в практике внеурочной работы
Статьи по теме:
Переход к вариантности программного обеспечения работы дошкольных
учреждений
Социальные, экономические и идеологические изменения, происходящие за пределами системы образования, не могут оставить без изменения систему образования и воспитания подрастающего поколения. За 30 л ...
Анализ учебно-методической литературы
1) И.Ф. Шарыгин “Задачи по геометрии (Планиметрия)” Книга, состоящая из двух частей, включает более 600 задач по планиметрии. Вторая часть содержит параграф, посвященный теме геометрических мест точе ...
Методические аспекты национального воспитания
младших школьников
Рассмотрим средства национального воспитания. К ним относят пословицы, загадки, песни и сказки. Пословицы удовлетворяли многие духовные потребности трудящихся: познавательно-интеллектуальные (образов ...