Педагогические условия профилактики отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Статьи о педагогике » Педагогические условия профилактики отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Изменения, происходящие сегодня в новой России в различных сферах жизни, экологическое и экономическое неблагополучие, социальная нестабильность, усиление влияния псевдокультуры, неблагоприятные семейно – бытовые отношения, чрезмерная занятость родителей и т.п. приводят к деформации институтов социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста. В этих условиях возникают серьезные предпосылки для зарождения у детей отклоняющегося поведения, причинами возникновения которого, являются разнообразные факторы: от психобиологических до социальных. Формы проявления отклоняющегося поведения детей также многообразны: от незначительных проступков до общественно опасных деяний.

С каждым годом отмечается рост детской преступности, тенденция к увеличению безнадзорности и беспризорности, ранней алкоголизации, табакокурения, токсикомании и наркомании среди детей и подростков. Особую тревогу вызывает снижение «возрастных границ» детской преступности в сторону омоложения. Так, по данным социологических исследований по России за 2011 год, курят 27% молодежи, 75% употребляют алкоголь.

В младшем школьном возрасте начинается процесс формирования и развития личности ребенка, и девиации в поведении еще не являются устойчивыми, характеризуются вариативностью и, в значительной степени, обратимостью.

Вот почему так необходима и образовательная, и воспитательная деятельность школы в целом классного руководителя в частности по вопросам сохранения и укрепления здоровья.

Законом РФ от 10.07.1992 №32661 «Об образовании» (далее – Закон об образовании), а также Федеральными законами от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и от 10.04.2000 №51-ФЗ «Об утверждении федеральной программы развития образования» на образовательные учреждения возложена ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и воспитанников во время образовательного процесса. А это значит что ОУ должно проводить мероприятия спортивно-оздоровительного характера и заниматься профилактикой отклоняющегося поведения, правонарушений, заболеваний и т.д.

В Федеральном законе от 24.06.99 №120-ФЗ «Об основах профилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» говорится

«Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

– предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

– обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

– социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

– выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

2. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.»

Федеральный закон 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» (в ред. от 07.05.2009 №89-ФЗ). Одна из целей закона – предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной нанести вред здоровью граждан. Ст. 6 предусматривает защиту несовершеннолетних от злоупотреблений алкоголем и табачной продукции.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373 (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. №1241) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.

Важна роль спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности в создании условий для удовлетворения биологической потребности обучающихся в движении. В СанПиН 2.4.2.2821–10 утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29 декабря 2010 г. №189 предполагается, что эта потребность может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности обучающихся в объеме не менее 2 часов, что проблематично реализовать в рамках учебной деятельности.

Проведенный нами анализ современного состояния проблем педагогической практики, нормативных документов позволяет говорить о недостаточно компетентной оценке педагогами причин и характера возникновения девиации в поведении детей младшего школьного возраста, несвоевременном выявлении возможных отклонений, что порождает круг новых, еще более сложных проблем, разрешение которых становится с каждым годом все более трудным. Именно эти проблемы, возникающие в дошкольном и младшем школьном возрасте, становятся основой для формирования стойких отклонений в поведении, проявляющихся в дальнейшем в подростковом возрасте.

Таким образом, все более остро обнаруживаются противоречия между:

– наличием объективных предпосылок к возникновению отклоняющегося поведения у детей и отсутствием научно обоснованных педагогических условий профилактики отклоняющегося поведения у детей на младшего школьного возраста;

– необходимостью и возможностью решения задач профилактики отклоняющегося поведения детей, с помощью разработанного в психологической и педагогической науке диагностического и профилактического инструментария и недостаточно эффективным использованием этих возможностей в педагогической практике.

Эти противоречия определяют проблему: какие педагогические условия способствуют профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста.

Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования:

«Педагогические условия профилактики отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности».

Объект исследования: процесс организации внеурочной деятельности.

Предмет исследования: педагогические условия профилактики отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста.

Цель исследования: разработать программу профилактики отклоняющегося поведения младших школьников во внеурочной деятельности.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме

2. Рассмотреть сущность внеурочной деятельности

3. Раскрыть подходы к определению и классификацию отклоняющегося поведения у детей младшего школьного возраста

4. Описать педагогические условия профилактики отклоняющегося поведения младших школьников во внеурочной деятельности

5. Подобрать диагностический инструментарий для выявления уровня

6. Разработать программу профилактики отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности и частично апробировать во время прохождения первого этапа государственной итоговой аттестации

Проанализировать результаты

Теоретико-методологической основой исследования являются: теория возрастной периодизации и идея о сензитивных периодах личностного развития ребенка младшего школьного возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.В. Корепанова, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.); теории профилактики и коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков (С.А. Беличева, А.С. Белкин, Г.Г. Бочкарева, СБ. Думов, Л.М. Зюбин, Ю.А. Клейберг, М.А. Ковальчук, И.А. Невский, Р.В. Овчарова, М.И. Рожков, Л.С. Славина, Д.И. Фельдштейн, Т.И. Шульга, Н.В. Ялпаева и др.).

Практическая значимость исследования заключается в разработке программы профилактики отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста, диагностического инструментария. Материалы исследования могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе различных образовательных учреждений.

Базой для исследования послужило Муниципальное бюджетное образовательное учреждение СОШ №9 ГО Красноуфимск 3 класс.

Методы исследования:

– анкетирование;

– тестирование.

Статьи по теме:

Либеральный стиль воспитания
«Либеральный стиль (невмешательство) воспитания характеризуется отсутствием активного участия педагога в управлении процессом обучения и воспитания. Многие, даже важные дела и проблемы фактически мог ...

Развитие мышления ребенка
В преддошкольном возрасте (до трех лет включительно) мышление в основном наглядно-действенное. В возрасте четырех – семи лет возникает наглядно-образное мышление в простейшей форме преимущественно у ...

Понятие деятельностного подхода
Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru