Теоретическая модель спортивной культуры учащихся младших классов

Страница 2

Важно учитывать, что при определенных социальных условиях в рамках спортивной культуры складывается особая "спортивная субкультура", которая включает в себя нормы и ценности, не совпадающие с общекультурными ценностями гуманистической ориентации.

Итак, спортивная культура - это позитивное ценностное отношение социального субъекта (индивида, социальной группы или общества в целом) к спорту, деятельность и ее результаты по усвоению, сохранению и развитию тех ценностей, которые связаны со спортивными соревнованиями и подготовкой к ним.

В соответствии с таким пониманием спортивной культуры она может включать в себя самые разнообразные социальные явления, связанные со спортом: качества и способности человека; определенные формы деятельности; ее средства, механизмы и результаты; определенные типы поведения и связанные с ними идеалы, нормы, правила, санкции; эмоциональные реакции, знания, убеждения, интересы, потребности; социальные институты, отношения, процессы и др. Однако все эти социальные явления становятся элементами спортивной культуры лишь в том случае, если:

а) для социального субъекта они выступают как ценности (признаются как значимые, важные, имеющие положительное значение), а потому поддерживаются, сохраняются, передаются из поколения в поколение, или

б) они обеспечивают и регулируют производство, потребление, функционирование, селекцию, трансляцию, тиражирование, сохранение и развитие ценностей, связанных со спортом.

Если учитывать, что спорт - это прежде всего спортивные соревнования и подготовка к ним, то можно выделить два элемента спортивной культуры: культуру спортивного соревнования и культуру подготовки к ним.

Спортивная культура, как и культура вообще, - это культура определенного социального субъекта, которым может быть отдельный человек (индивид), социальная группа или общество в целом. В зависимости от этого правомерно говорить соответственно о спортивной культуре отдельной личности, какой-то социальной группы или общества в целом.

Основу спортивной культуры личности составляет такое позитивное ценностное отношение к спорту, в рамках которого эталоны, ценности и нормы культуры, связанные со спортом, интериоризованы индивидом, стали достоянием его собственного внутреннего мира.

Структура спортивной культуры включают в себя следующие основные компоненты:

1) предрасположенность (диспозицию, установку) по отношению к спорту, его ценностям и нормам, показателями (индикаторами) которой являются:

а) позитивное мнение о спорте в виде соответствующих высказываний, суждений о нем;

б) интерес к спорту, к тем образцам, нормам поведения и ценностям, которые с ним связаны, потребность в занятиях спортом, участии в спортивных соревнованиях, желание готовиться к ним (тренироваться), показывать высокие спортивные результаты и т.п.;

в) положительные чувства, переживания, эмоциональные реакции, связанные с занятиями спортом, участии в спортивных соревнованиях, наблюдения за ними и т.п. (мотивационный компонент спортивной культуры);

2) знания о спорте:

а) исходные знания о том, что такое спорт, которые позволяют выделять его, отличать от других видов деятельности, ориентироваться в мире спорта;

б) знания о методике тренировки, организации спортивных соревнований и т.п., которые позволяют правильно организовать подготовку к соревнованиям и участвовать в них в соответствии с принятыми образцами и нормами поведения;

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Личность терапевта
Как должен вести себя специалист, практикующий работу с песком? Должен ли он быть «доброй мамой», создающей комфортные условия для игры? Или он является молчаливым свидетелем песочных спектаклей? Или ...

Ответственность лица, ведущего индивидуальную трудовую педагогическую деятельность
Гражданский кодекс РФ запрещает репетитору гарантировать результат своих услуг. Например, договоренность родителей ребенка с репетитором о том, что 20% вознаграждения будут выплачены ему только в слу ...

Понятие профессионального самоопределения
Проблема профессионального самоопределения получила научное изучение только в XX веке. До начала XX века свободного выбора профессий не было. Еще в XIX веке профессиональный выбор чаще всего определя ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru