Технология проблемного обучения в процессе формирования субъектной позиции школьников на уроках МХК

Статьи о педагогике » Технология проблемного обучения при изучении МХК как средство саморазвития школьников » Технология проблемного обучения в процессе формирования субъектной позиции школьников на уроках МХК

Страница 3

Последний аспект чрезвычайно важен, поскольку в нем, собственно, и состоит основное отличие проблемного обучения от эвристического, предполагающего, что обучение происходит при «незнании» не только ученика, но и учителя. Впрочем, это относится только к понятию проблемного обучения в узком смысле: за все время его существования неоднократно были попытки внести эвристический аспект в проблемное обучение и в полной мере (например, В.С. Библер).

Поэтому в данной работе под проблемным обучением в широком смысле понимается такой метод обучения, который допускает вариантность подхода к выбору проблемной ситуации, то есть имеющий, в том числе, отдельные черты эвристического обучения (в частности, ориентацию учителя и ученика на достижение неизвестного им заранее результата).

На взгляд автора, такой подход позволяет значительно расширить возможности применения проблемного обучения, сделать его универсальным, применимым не только для естественных наук, истории науки и техники, но и для гуманитарных наук, для предметов, носящих эмоционально-образный характер.

В таких условиях проблемное обучение уже можно будет разделить на три вида в зависимости от характера и степени задействованности творческого начала учащихся:

научное творчество (постановка и решение теоретических учебных проблем);

практическое творчество (постановка и решение практических учебных проблем);

художественное творчество (отображение действительности на основе исключительно творческого воображения).

В ходе мыслительного процесса и разрешения, тем самым, проблемной ситуации происходит осознание познавательной потребности субъекта, которая, будучи осознанной, побуждает уже мыслительную активность человека.

Мыслительная активность является, с одной стороны, характеристикой развития интеллекта, воспитание которого является одной из основных задач всестороннего гармонического развития личности. С другой стороны, высокая степень мыслительной активности является необходимым условием для эффективного обучения.

Таким образом, именно эти идеи были положены в основу проблемного обучения: постановка проблемной задачи (создание проблемной ситуации) приводит к появлению познавательной потребности, в связи с чем повышается мыслительная активность учащегося и развивается интеллект и, в конечном итоге, за счет этого происходит, если можно так сказать, эскалация способностей учащегося и его мотивации к обучению.

Итак, мы раскрыли понятие проблемного обучения, показали его роль в формировании качественно новой позиции школьника, действующего субъекта. Но может возникнуть вопрос, в чем же вопрос о применении этого метода в изучении МХК. Ответ кроется в том, что в проблемное обучение привносятся приемы эвристического и исследовательского методов, которые, безусловно, имеют отличия от исходно рассматриваемого предмета. Это привнесение делает возможным решение не только проблем в цикле естественнонаучных дисциплин, но и в социально-гуманитарном, поскольку затрагивает эмоционально-чувственную сферу учащегося, о чем было сказано ранее.

Страницы: 1 2 3 

Статьи по теме:

Исследование уровня правовой культуры школьников г. Новокузнецка
Правовая культура человека формируется в течении всей жизни. Естественно предположить, что правовая культура школьников имеет свои особенности. Для выявления этих особенностей нами было опрошено 411 ...

Возможности развития музыкальных способностей при слушании музыки
«Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них», - говорил В. Г. Белинский. Умение слышать музыку и размышлять о ней, надо воспитывать в детях с ...

Народное образование в россии от Петра I до начала либеральных реформ Александра II
В царствование Петра вместе с преобразованием им России особенно усиливается влияние Запада на все сферы государственной деятельности. В своих реформах Петр производил ломку нашей православной веры н ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru