Значение занятий лепкой в развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста

Статьи о педагогике » Создание скульптурного образа на уроках изобразительного искусства в начальной школе » Значение занятий лепкой в развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста

Страница 1

В настоящее время большое внимание уделяется эстетике в строительстве, технике и других областях производства. Поэтому будущие специалисты должны обладать художественным вкусом и чувством ритма. Решению этой важной задачи способствуют занятия в детском саду по созданию разных декоративных изделий на основе народного прикладного искусства.

Занимаясь декоративной лепкой, дети начинают разбираться в сочетании декоративных элементов в узоре и расположении их на поверхности предметов.

В изделиях народных мастеров мы видим различные орнаменты. И все они для каждого промысла специфичны. Так, в орнаменте дымковских игрушек больше элементов геометрических, в орнаменте майолики Гжели — растительных. Если знакомить детей с различными национальными орнаментами уже в дошкольном возрасте, то дети рано начинают чувствовать характер, колорит изделия.

Ребенок 3—4 лет быстро усваивает ритмичное нанесение цветных пятен на бумагу. Ему несложно стекой ритмично украсить вылепленные из глины фигурки: наметить расположение перьев на крыльях петушка. В результате игрушка приобретает более эффектный и привлекательный вид.

Изделия народных мастеров оказывают положительное влияние на композиционное построение сюжетов, создаваемых детьми. Обычно при выполнении сюжетных работ ребенок находится под влиянием иллюстраций сказок, рассказов. Таким образом, детские скульптуры как бы не подчиняются правилам композиционного решения скульптуры. Однако если детские сюжетные работы сравнивать с тем, что делают народные мастера, то можно отметить общие черты.

Мелкая народная пластика доступна дошкольнику. Она дает пример ритмичного элементарного расположения предметов. Работы дошкольников, выполненные под влиянием сюжетных народных глиняных игрушек, приобретают стройность и ритм.

Декоративная лепка имеет и другие, присущие только ей особенности. Орнамент, украшающий предмет, может быть рельефным или контррельефным, т. е. углубленным, нарисованным палочкой или стекой на поверхности изделия, а иногда просто нанесенным кистью, гуашью или ангобом без создания рельефа. Эти способы можно показать и детям. Мыслительная деятельность ребенка проявляется в том, что он изображает пропорции игрушек. При этом ребенок делает вполне логичные выводы, которые в дальнейшем ведут к необходимым практическим действиям. Так, определив, что одна рука изображаемой фигуры длиннее другой, укорачивает ее, удалив лишнюю глину, и наоборот, если рука короткая, добавляет глину, наращивая форму. Иногда ребенку не нравится выполненная фигурка, и он ломает ее, делает заново, вместо того чтобы исправить ошибку. Такие дети нуждаются в помощи преподавателя. Большую сложность для дошкольника представляет и обработка поверхности предмета, а именно украшение формы декоративными элементами. Оформление работы способом налепа требует от детей целого ряда операций: отбора декоративных форм, поиска способа изображения декоративных форм и расположения их в определенном ритме на поверхности предмета.

Народная игрушка открывает большие возможности и для обучения детей композиции. Умение создать композицию из 2— 3 фигур весьма сложно

Народная игрушка разнообразна по стилю исполнения. Умение лепить игрушки в разных стилях возможно лишь при полном понимании ребенком различия в изображении формы и декоративных украшений. Для этого нужно чаще знакомить детей с игрушками разных промыслов, с их особенностями, как скульптурными, так и орнаментальными.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Принципы организации внеклассной работы
творчество кружок внеклассный художественный Дидактические принципы – это исходные пополнения теории обучения, которыми руководствуется учитель при организации и проведении занятий. Они вытекают из з ...

Проблемы МПМ
Развитие нашей школы на современном этапе поставила перед МПМ ряд новых проблем: разработка и обоснование содержания математики как учебного предмета в условиях дифференцированного обучения; коренное ...

Исследование уровня правовой культуры школьников г. Новокузнецка
Правовая культура человека формируется в течении всей жизни. Естественно предположить, что правовая культура школьников имеет свои особенности. Для выявления этих особенностей нами было опрошено 411 ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru