Воспитание, школа, педагогическая мысль и деятельность педагогов в России, начиная с древних лет до начала ХХ в

Статьи о педагогике » История педагогики и философии образования » Воспитание, школа, педагогическая мысль и деятельность педагогов в России, начиная с древних лет до начала ХХ в

Страница 3

Некоторые учебные книги и руководства по обучению в тот период создавались с учетом опыта западноевропейской педагогики. Перед педагогом в ХVΙΙΙ в., прежде всего, стояла задача быть человеком трудолюбивым, направлять свои силы на благо государства, уважать закон и правительство, иметь чувство патриотизма. Эти главные качества учитель должен был привить будущему поколению. Поэтому и считалось, если человек не обладает всеми главными качествами, то и воспитывать, преподавать знания он не может. По мнению других просветителей, настоящий учитель должен быть нравственной личностью, образцом для воспитанников во всех отношениях и занимать соответствующее место в обществе, играть роль лидера. Главным недостатком было отсутствие подготовленных учителей, воспитателей. Чтобы учебные заведения могли функционировать пытались пригласить учителей из-за границы, но к улучшению это не привело. Их некомпетентность и корыстолюбие не позволяли решить поставленные воспитательно-образовательные задачи.

К 80-м гг. ХVΙΙΙ в. Екатерина ΙΙ инициировала проведение школьной реформы. Для ее подготовки была создана Комиссия об учреждении училищ во главе с сенатором П.В. Заводским. План реформы был приведен Федором Ивановичем Янковичем де Мириево (1741 – 1814) – австрийским педагогом, православным сербом, приглашенным Екатериной ΙΙ и в Россию по рекомендации императора Иосифа ΙΙ. Ф.И. Янкович де Мириево перевел на русский язык австрийские и немецкие инструкции для учителей, уставы зарубежных школ, учебные пособия для ознакомления с ними отечественных педагогов и государственных деятелей. В 1783 г. было издано «Руководство учителям первого и второго класса» известного силезско-авсрийского педагога И.И. Фельбигера, адаптированное к отечественным условиям Ф.И. Янковичем де Мириево (оно состояло из четырех частей). В нем раскрывался смысл и принципы организации классно-урочной системы обучения. Все еще была нехватка педагогических кадров в училищах. Учительская семинария, открытая при Главном народном училище в Санкт-Петербурге, не могла обеспечить кадрами все училища. В 1786 г. она была выделена из состава училищ и стала первым в России педагогическим учебным заведением. К концу ХVΙΙΙ в. ее закончило более 400 учителей народных училищ. Контроль за деятельностью семинарии осуществляла сама Екатерина ΙΙ.

Интерес к проблемам воспитания и образования, различные точки зрения и идеи отечественных мыслителей и педагогов ХVΙΙΙ в. способствовали развитию отечественной педагогической мысли и общественно-педагогического движения ХΙХ в. На рубеже ХΙХ – начале ХХ вв. политика царизма в области просвещения была направлена на насильственное «обрусения» нерусских национальностей, сознательно задерживая их политическое, экономическое и культурное развитие. Решительно пресекалось открытие светских школ, издание учебников, газет, журналов на родном языке и т.д. В то же время царское правительство насаждало в местностях с нерусским населением школы, которые ставили колонизаторско-русификаторские цели. Появление первых нерусских школ относится к середине XVI века первоначально в Казанском крае. Эти школы возникали эпизодически (главным образом, в Поволжье), преимущественно для подготовки из среды «инородцев» миссионеров-священников. Начиная со второй половины XVIII века школьно-миссионерская деятельность среди нерусских народов значительно расширяется и приобретает уже более организованный характер. После утверждения в 60-е годы XIX века школьных уставов и преобразования на их основе начальной и средней школы царское правительство приступило к разработке государственных документов по организации школ для нерусских народов. Основные политические и идеологические установки для школьного дела были сформулированы в 1870 году реакционным министром народного просвещения Д.А. Толстым. Определив соответствующими государственными документами, порядок работы школ и укрепив в своих целях органы школьного управления, царизм неуклонно усиливал на протяжении второй половины XIX века систему придирчивого, тщательного контроля и надзора за деятельностью учителей. Категорически запрещалось создание школ на родном языке, проведение обучения родному языку в существующих школах во внеурочное время. Виновным в нарушении этих предписаний грозили огромными денежными штрафами и тюремным заключением. Начиная со второй половины XIX века, царское правительство стало насаждать новые миссионерские школы с преподаванием в них на родном языке учащихся по системе Николая Ивановича Ильминского (1822-1891). Главное место в системе Н.И. Ильминского отводилось распространению религиозного воспитания через миссионерские православные школы. Н.И. Ильминский считал, что успеху этих школ будет способствовать первоначальное обучение учащихся на их родном языке с одновременным изучением ими языка русского, после усвоения которого преподавание полностью переводилось на этот язык. Одновременно с этим и отбор самих учителей для миссионерских школ Н.И. Ильминский предлагал проводить из среды местных жителей, да и учебники для школ по системе Н.И. Ильминского должны были составляться на родном языке учащихся с печатанием их русскими буквами. Основным типом учебных заведений, через которые осуществлялась система Н.И. Ильминского, являлись так называемые «братские» школы, открытие которых началось с 1863 года. Обычно двухгодичное обучение в этих школах шло на родном языке учащихся и носило религиозный характер. Наибольшего развития «братские» школы достигли в конце XIX века в Поволжье. В местностях с мусульманским населением издавна существовали конфессиональные школы (мактабы, медресе и др.), которые являлись рассадником религиозного фанатизма и пантюркизма. В противовес им царским правительством создавались особые правительственные школы для многочисленных народов России, в этих школах преподавались светские науки подготовленными учителями, владеющими новыми дидактическими средствами. Образовательный уровень, общая организация учебной работы и методы обучения были выше, чем в мусульманских школах; но на первом плане здесь стояли колонизаторские цели - подготовка из среды коренного населения преданных царской власти людей. Благоприятные действия на борьбу нерусских народов за широкое национальное просвещение и развитие прогрессивной педагогической мысли оказали революционно-демократическое движение 60-х г, активная деятельность передовых русских педагогов: Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского и его последователей, Л.Н. Толстого.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Статьи по теме:

Психолингвистические исследования деятельности и речевой деятельности
Теория деятельности в отечественной психологии была разработана А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном. Основу теории составляла идея речи как специфической деятельности человека. Леонтьевым также была ...

Формирующий эксперимент – формирование у школьников критического отношения к информации, полученной по телевидению
Данная экспериментальная часть работы посвящена непосредственно формированию у младших школьников умения критически воспринимать информацию, полученную по телевизору. Для эксперимента выбраны ученики ...

Тематический план по вождению самоходных машин категории «D»
Наименование разделов, тем, упражнений. Количество часов при обучении на основе общего базового образования с одновременным получениям общего среднего образования, без получения общего среднего образ ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru