Воспитание, школа, педагогическая мысль и деятельность педагогов в России, начиная с древних лет до начала ХХ в

Статьи о педагогике » История педагогики и философии образования » Воспитание, школа, педагогическая мысль и деятельность педагогов в России, начиная с древних лет до начала ХХ в

Страница 2

Зарождение педагогической мысли в Древней Руси началось в ХΙ – ХΙΙΙ вв., когда духовные идеи Византии питали собой формировавшуюся отечественную культуру. Именно в этот период сложились основные представления о воспитании и обучении, на столетия вперед определившие характер и развитие отечественного образования.

Одним из наиболее распространенных жанров того времени были поучения – своеобразное отражение традиционных наставлений отца сыну, - характерные как для Запада, так и для Руси. Одной из вершин педагогической мысли тех лет считался «Домострой», составленный известным деятелем окружения Ивана Грозного – протопопом Сильвестром. При своей жанровой схожести с подобными западноевропейскими произведениями, «Домострой» насыщен сугубо православными тонами. Сочинение состоит из трех частей, главной из которых является первая, посвященная строительству духовно-религиозной жизни дома, семьи и каждого христианина. Вторая часть касается мирских, семейных отношений. Третья часть советует, как обустроить дом, содержит хозяйственные рекомендации. В заключении на примерах описывается результат использования данных в книге наставлений.

Однако наряду с сохранением старых идеалов в ХVΙΙ в. в связи с начавшимся сближением со странами Европы в России стали более активно проникать как элементы западной образовательной системы, так и новые педагогические идеи.

В результате к концу ХVΙΙ в. старообрядческий подход, хотя и имел своих сторонников, не получил общественной поддержки. На смену старому, традиционному взгляду на воспитание в связи с изменившимися условиями существования государства и общества и их потребностями пришли новые педагогические идеи, прежде всего, стала более широко развиваться школьная система обучения.

К концу ХVΙΙ в. – началу правления Петра Ι – педагогическая ситуация в России заметно изменилась по сравнению со средневековым периодом. Быстро растущие потребности Российского государства в деловых людях, специалистах не могли быть удовлетворены медленным ходом реформирования. Строительство мануфактур, заводов, развитие промышленности в целом, внутренней и внешней торговли, усиление армии и флота для проведения военных действий за выход к морю против Турции и Швеции сразу же потребовало большого количества специально обученных людей. Стала очевидной необходимость активации реформы просвещения, создания большого количества школ для быстрой подготовки офицеров, моряков, артиллеристов, инженеров, врачей и др. Поэтому, организуя в новых условиях процесс обучения, государство сделало его разнообразным. Одна из главных ролей в проведении реформы церкви и образования принадлежала Феофану Прокоповичу (1681 – 1736), который был православным священником и европейски образованным человеком.

Серьезную проблему в тот период представляла нехватка учительских кадров: Ф. Прокопович считал, что перед началом работы учителей надо испытывать, насколько хорошо они знают науку, умеют ли рассказывать, заинтерисовывать учащихся. В 1721 г. он открыл в собственном доме школу, для которой собрал несколько тысяч книг. Предпочтение при приеме отдавалось детям-сиротам и детям из бедных семей. Для обучения священнослужителей Ф. Прокопович предлагал создавать при епархиальных храмах школы и учить в них в первую очередь детей священников.

В общем, образовательная реформа Петра Ι имела ряд особенностей прежде всего в связи с необходимостью удовлетворения хозяйственных и военных нужд государства в специалистах создавались различные профессиональные школы. В новых учебных заведениях главное место занимали специальные предметы: математика, навигация, инженерия, артиллерия, медицина и др. Так создавались горнорудные школы, в которых готовили квалифицированных рабочих и мастеров. Существовали школы для обучения переводчиков, врачей и т.д. Таким образом, профессиональная направленность новой организации явилась главной особенностью реформы. И для различных сословий создавались свои школы. Выдающийся деятель просвещения Петровской эпохи, видный математик и преподаватель, а также долгие годы руководитель всей учебной частью Школы математических и навигационных наук в Москве Леонтий Филиппович Магницкий (1669 – 1739) внес огромный вклад в методику школьного обучения и в дело развития профессионального образования в России. Также последовательный сторонник петровских преобразований, один из первых отечественных историков, автор многих педагогических сочинений Василий Никитич Татищев (1686 – 1750) тоже вложил немало для развития образования. Отводя наукам главную роль в образовании, В.Н. Татищев одним из первых в отечественной истории попытался дать их классификацию, исключительно с практической точки зрения. Главными критериями были польза или вред, которые они приносят. Он разделил науки так: 1) нужные (домоводство, врачевание, умение владеть оружием, логика, богословие); 2) полезные (письмо, грамматика, красноречие, иностранные языка, история, генеалогия, география, ботаника, анатомия, физика, химия); 3) щегольские (стихотворство или поэзия, живопись, музыка, танцы, верховая езда); 4) любопытные (астрология, физиогномика, хиромантия, алхимия); 5) вредные (гадания и волшебства всякого рода). Главная задача обучения, по мнению В.Н. Татищева, состояла в освоении нужных, полезных наук. Общее образование для всех должно было предшествовать образованию специальному, которое начиналось приблизительно с 10 лет, когда следовало начинать обучать ребенка какому-либо ремеслу. В.Н. Татищев, являясь сторонником профессионального образования, успешно претворял в жизнь свои идеи. Серьезную ответственность В.Н. Татищев возлагал на учителя, видя в нем не только преподавателя, но и воспитателя молодежи, который и готовит ее к полноценной жизни и труду. Он ратовал за индивидуальный подход, за обучение с учетом интереса и склонностей учеников. Содержанием обучения определялось с позиции определения практической надобности того или иного предмета. В отношениях методов обучения В.Н. Татищев был достаточно традиционен, предлагая, в частности, использовать обучение младших учащихся старшими. В 1703 г. была заложена новая столица –Санкт-Петербург. Город стал в короткий срок важнейшим военным, торговым, политическим, культурно-научным центром страны. Именно здесь была устроена первая Публичная библиотека, выпущена первая газета «Ведомости», открылся первый естественно–научный музей Кунсткамера и др. Здесь же в Санкт-Петербурге, после смерти Петра Ι, но по его проекту была открыта Академия наук (1725) с подчиненными ей академическим университетом и гимназией (1726). Для работы в Академии наук из-за границы, преимущественно из германских университетов, были приглашены 16 известных европейских ученых. Деятельность Академии наук и университета при ней послужила основанием для создания впоследствии Московского университета (1755).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Природные задатки и социокультурные качества в структуре личности подростка
Хронологически подростковый возраст определяется от 10-10 до 14-15 лет Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатом ...

Переход к вариантности программного обеспечения работы дошкольных учреждений
Социальные, экономические и идеологические изменения, про­исходящие за пределами системы образования, не могут оставить без изменения систему образования и воспитания подрастающего поколения. За 30 л ...

Анализ результатов констатирующего эксперимента
На основе проведенной работы определили следующие критерии. Первый этап Задание № 1. " Если бы у тебя был цветик – семицветик?" После того, как детям была прочитана сказка В.Катаева "Ц ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru