Школа, педагогическая мысль и деятельность педагога в странах Запада в V веке – начале XX века

Статьи о педагогике » История педагогики и философии образования » Школа, педагогическая мысль и деятельность педагога в странах Запада в V веке – начале XX века

Страница 1

Возникновение и развитие средневекового образования связывается обычно с развитием церковной культуры, которая использовало его как для преподавания церковной догматики, так и для борьбы с еретиками. В раннесредневековой школе можно выделить различные уровни обучения: элементарный, средний и повышенный. Основной книгой для обучения грамоте служила Псалтырь. В результате широкого распространения монашества по всей территории средоточием образования и воспитания долгое время оставались именно монастырские школы. Следует заметить, что на протяжении всего Средневековья школа способствовала социальному продвижению людей даже низкого происхождения. Вместе с тем образование служило и средством укрепления установившегося государственного и церковного порядка. В условиях глубоких изменений в политической и духовной жизни общества господствующее положение начинал занимать новый вид религиозной философии – схоластика (от лат.- школьный, ученый). Развитие схоластики и приспособленных к ней учебных заведений привело к упадку старой церковной школы с преимущественным изучением грамматики и риторики, которые были вытеснены изучением формальной логики и нового латинского языка. В этой связи требовала пересмотра и организация обучения: почти при каждом монастыре учреждались школы средней ступени, а для завершения образования – школы высшей ступени. А с ростом числа схоластических школ начала складываться категория людей занимавшихся педагогической деятельностью. Учителя и ученики постепенно объединялись в корпорации, называвшиеся университетами, которые характеризовались уже известной дифференциацией содержания образования. Они обычно состояли из нескольких факультетов – младшего, артистического, подготовительного, где изучались «семь свободных искусств», и трех старших – юридического, медицинского и богословского. Центрами образования и культуры оставались города. Их рост и усиление торговли породили новое сословие – бюргерство, торгово-ремесленную часть населения. Именно для удовлетворения его потребностей стали создаваться новые типы школ – магистратские, цеховые, гильдейские. Они были различны по своему назначению – школы «счета» и родного языка, латинские школы. Это были относительно независимые от церкви учебные заведения. Помимо распространения церковных и светских школ Средневековье сохранило и такую форму обучения, как ученичество, которое было принято в семьях торговцев и ремесленников. В такой среде деятельность учителя исполнял мастер. Он учил своих учеников ремеслу, после такого обучения, они впоследствии зарабатывали на собственную мастерскую и тоже начинали преподавать. В целом, роль педагога в эпоху Средневековья вновь заслуживала достойного внимания, так как своей деятельностью педагоги влияли на всю историю.

Эпохе Возрождения, охватывающей три с лишним столетия (ХΙV-ХVΙ), человечество признанием самоценности личности, достойной уважения и специального изучения. Появление внутри феодального общества зачатков капиталистического способа производства, развитие мануфактуры и торговли, рост городов и зарождение нового, тогда прогрессивного класса – буржуазии – характерные черты эпохи Возрождения. Буржуазия в борьбе с феодализмом вырабатывает свою идеологию. Как говорил Энгельс, она нуждается в науке и принимает участие в том восстании науки против церкви, которое имело место в то время. В эпоху Возрождения получают большое развитие математика, астрономия, механика, география, естествознание. Это время великих изобретений и открытий в различных областях знаний: изобретение книгопечатания в Европе, открытие Америки, морского пути в Индию. Деятели эпохи Возрождения – гуманисты. Они выдвигали на первое место культ человека и настойчиво боролись против церковно-религиозного мировоззрения, закрепощавшего личность. Но выдвигаемые ими прогрессивные положения касались лишь ограниченного круга лиц – социальной верхушки общества. Они не выступали против эксплуатации крестьян, не защищали их права на образование, мало заботились о просвещении народа, считали его главным занятием физический труд. Для детей знатного происхождения гуманисты требовали полноценного физического и эстетического воспитания, овладения латинским и греческим языками, необходимыми для изучения античных памятников литературы. В программу умственного образования гуманистами включались такие естественнонаучные предметы, как математика, астрономия, механика, естествознание. Гуманисты с уважением относились к ребенку, выступали против схоластического обучения и суровой дисциплины. Они стремились развить в ребенке любознательность и интерес к знаниям.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Понятия взаимодействия, сотрудничества
взаимодействие сотрудничество педагог дошкольный Сегодня, признав приоритет семейного воспитания перед общественным, возложив ответственность за воспитание детей на родителей мы понимаем, что это тре ...

Общая характеристика муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №35 г. Челябинска
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процед ...

Воспитательная работа по нравственному воспитанию
В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. В этом плане в школе с ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru