Зарождение воспитания в древнейших государствах и появление первых учителей

Статьи о педагогике » История педагогики и философии образования » Зарождение воспитания в древнейших государствах и появление первых учителей

Страница 2

Все вышесказанное создавало предпосылки для возникновения впоследствии школьного обучения и профессионального ученичества. В ходе практического решения всех этих задач зарождались предпосылки для возникновения специально организованного обучения и воспитания, начинался процесс выработки приемов педагогической деятельности, которая постепенно выделялась в самостоятельную область социальной практики, способствуя этнической консолидации и выступая в роли мощного фактора социального прогресса. В связи с этим возникла и необходимость появления первых квалифицированных педагогов для работы в школах и профессиональных учреждениях.

В древнейших государствах, пришедших на смену союзам племен, воспитание и обучение детей по-прежнему осуществлялось по преимуществу в семьях. И только постепенно вместе с зарождением государственных структур в целях подготовки, условно говоря, интеллектуальной элиты – чиновников, жрецов, полководцев начал складываться и особый социальный институт – школа. Возникновение школ приходилось на переходную эпоху от родовых общин к зарождению государственности. В то время главными очагами обучения и воспитания были семья, храмы и государство. Семья, однако, не была в состоянии дать детям даже минимальную образовательную подготовку – научить письму, чтению, счету. Это и стало главной задачей школ, а точнее учителей. Их деятельность и роль вновь получили развитие и подтвердили свою важность для будущего поколения. Так, например, школа письма, возникнув как ответ на необходимость обеспечить передачу опыта от поколения к поколению, позволяла, в свою очередь, обществу двигаться вперед.

Позже в городах Месопотамии существовала практика древонасаждения, прокладывались каналы с мостами через них, возводились дворцы для знати. Почти в каждом городе существовали школы, история которых отражала потребности развития хозяйства, культуры, нуждавшихся в грамотных людях – писцах. Писцы на социальной лестнице стояли достаточно высоко. Первые школы для их подготовки в Междуречье именовались «домами табличек» (по-шумерски – эдубба). Затем уже выучившись на писцов, они начинали преподавать в школах этого типа. Возглавлял эдуббу «отец», учителей именовали «братьями отца». Школы были и при семьях писцов, и храмовые, и дворцовые. Вначале учителя тех школ занимались только подготовкой необходимых для хозяйственной жизни писцов. Позднее эдуббы стали превращаться в центры культуры и просвещения. Также создавались большие библиотеки при «домах табличек».

По-прежнему огромную роль играло семейное воспитание. В школах Древнего Египта ребенку надлежало, прежде всего, слушать и слушаться. Абсолютный и безоговорочный авторитет отца и наставника был освящен в Древнем египте многовековыми традициями. Тесно связан с этим и обычай передавать профессию по наследству – от отца к сыну. В общем, в Египте сложился некий институт «семейной школы»: чиновник, воин или жрец готовил своего сына к профессии, которой тот должен был посвятить себя в будущем. Позже в таких семьях начали появляться несколько учеников со стороны. Своего рода государственные школы в Древнем Египте существовали при храмах, дворцах царей и вельмож. Учителя этих школ, прежде всего, преподавали письмо и чтение. И только некоторые включали в свою деятельность преподавание математики, географии, астрономии, медицины и языков других народов. Постепенно роль учителей росла и в школах усиливалась специализация обучения. Начали готовить врачевателей.

Воспитание в семьях иудеев хотя и носило деспотический характер, но и предполагало наставительные беседы с детьми, что предписывалось Торой. Школьное воспитание было трехступенчатым. Иудеи создавали свою систему письменности. Тора и Талмуд – свод религиозно-этнических и правовых догм иудаизма, а также толкование Торы – служили главными предметами школьного обучения. Последний третий этап обучения был связан с подготовкой к будущей профессиональной деятельности, а поскольку профессия чаще всего передавалась мальчику по наследству, отец выполнял и роль учителя.

Главными целями воспитания детей высших каст в Древней Индии были: физическое развитие – закаливание, умение управлять своим телом; умственное развитие – ясность ума и разумность поведения; духовное развитие – способность к самопознанию. Считалось, что человек рожден для исполненной счастья жизни. Суть обучения заключалась в том, чтобы перед учеником последовательно ставились задачи конкретного содержания, решения которых должно было вести к нахождению истины. Процесс обучения образно сравнивался со сражением, побеждая в котором ученик поднимался к совершенству. Позже в Индии сложилась определенная воспитательная традиция. Первая ступень воспитания и обучения была прерогативой семьи. Порядок обучения у специалиста – учителя во многом строился по типу семейных отношений: ученик считался членом семьи учителя, и помимо овладения грамотой и обязательными для того времени знаниями он усваивал правила поведения в семье. То есть деятельность учителя была важна и для получения специальных знаний, и для изучения семейных уставов. Прообразом повышенного образования можно считать занятия, которыми посвящали себя немногие юноши из высшей касты. Они посещали известного своими познаниями учителя – гуру («чтимый», «достойный») и участвовали в собраниях и спорах ученых мужей. Вблизи городов начали возникать так называемые лесные школы, где вокруг гуру-отшельников собирались их верные ученики. В связи с дальнейшим переходом на буддизм, стали складываться новые представления о содержании образования. В обучении главное внимание уделялось грамматике санскрита, литературно обработанной форме древнеиндийского языка. В этот период возник и древнейший индийский слоговой алфавит – брахми. Позже в школах при индуистских храмах помимо санскрита стали обучать чтению и письму на местных языках. Был расширен доступ к образованию детей из разных каст. В связи с этим, в школах при брахманских храмах, стали обучать в большом объеме элементам географии, математики, языкам; начали обучать врачеванию, ваянию, живописи и другим искусствам. Во всех школах Индии общий статус наставника – гуру был очень высоким. В эпоху Средневековья в Индии возникла и другая система образования – мусульманская. По исламской традиции у мусульман Индии существовало два типа учебных заведений – мектебы и медресе. В общем, о деятельности учителей школ Индии, можно сказать, что содержание их обучения становилось постепенно все более жизненным, доступным для усвоения, сохраняя при этом традиционный характер, что в известной степени сохранилось до настоящего времени. Роль гуру-учителя по-прежнему высока.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Соотношение и взаимосвязь физического воспитания и спорта личности младшего школьника
В современных системах физического воспитания все более видное место занимает спорт. Это объясняется рядом причин, но, прежде всего особой действенностью спорта, как средства и метода физического вос ...

Общие условия организации песочной терапии
Для организации процесса песочной терапии потребуются песочница (ящик для песка), песок, вода, коллекция миниатюрных фигурок. Песочница Размер Песочница представляет собой деревянный ящик. Традиционн ...

Особенности и условия нравственного воспитания младших школьников
Ученые в области педагогики выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, по-разному относятся к различным ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru