Зарождение воспитания в древнейших государствах и появление первых учителей

Статьи о педагогике » История педагогики и философии образования » Зарождение воспитания в древнейших государствах и появление первых учителей

Страница 1

В глубинах народной памяти зафиксированы вековые обычаи и традиции, в том числе и педагогические, в форме различных видов устного народного творчества: песен, сказок, легенд, былин, поговорок и т. д. Эти формы памяти народа восходят к древним пластам культуры, в которых отражены и взгляды на воспитание, и его практика. Изучение воспитательных традиций каждого народа, отражающих многообразную историю его материальной и духовной жизни, является важным источником в процессе восстановления общей картины истории воспитания и становления педагога, как человека действительно необходимого.

В то время еще отсутствовали специальные формы воспитания и оно не отделялось от совместной жизни детей и взрослых. Таким образом, можно было говорить лишь о тенденциях, которые способствовали зарождению самых примитивных форм воспитания как более или менее организованного процесса. Однако совместный труд детей и взрослых постепенно приобрел со стороны старших обучающе-напрвленный образ действий. Вместе с этим подражание детей поведению взрослых в быту, совместном труде, отражавшееся в играх, способствовало усвоению подрастающими поколениями практических умений и традиций, унаследованных от своих предков. Дальнейшие этапы становления воспитания связаны с общим процессом антропогенеза. В тот период сложилась материнская родовая организация – матриархат. Но специально организованное воспитание в то время по-прежнему отсутствовало. Воспитателями молодежи, как и раньше, выступали старейшие члены родовой общины и семья. То есть эти воспитатели как раз выступали в роли первых педагогов. Основная деятельность учителей того времени заключалась в том, чтобы включить подрастающее поколение в общий быт и подготовить их к будущей взрослой жизни. Далее наряду с подготовкой к жизни в повседневной практической деятельности возникла передача опыта в ритуально-обрядовой форме. Выработанные в ней приемы легли особым пластом в становлении воспитания. В совместной деятельности со взрослыми дети и подростки наблюдали за поведением старших и, постоянно подражая им, приобретали соответствующие умения.

Таким образом, в раннепервобытной общине воспитание еще не выделилось из производственных и бытовых отношений, естественного ритма жизни родового коллектива. В соответствии с условиями существования в общинах вырабатывалась и своего рода программа обучения, включавшая знания и практические умения, необходимые охотнику, землевладельцу, воину и т. д. Аналогичная программа для девушек была ориентирована на домоводство, домашнее ремесло – плетение, ткачество, гончарные работы и т. п. Предусматривалась также физическая и ритуальная подготовка как форма социально-нравственного воспитания. Стихийно сложившиеся формы подготовки детей и подростков к жизни в обществе, неотделимые от производственных и бытовых отношений, оказались в изменявшихся исторических условиях недостаточными. Поэтому постепенно начинают формироваться специальные общественные механизмы воспитания. И в соответствии с этим деятельность воспитателя начинала играть все более важную роль.

Переход от присваивающего хозяйства к производящему, совершившийся в эпоху неолита, кардинально повлиял на все области человеческой жизни, в том числе и на воспитание. В родовых общинах постепенно начали формироваться группы людей, занимавшихся специализированными видами труда. В эпоху неолита зарождается древнейший тип письма, так называемое пиктографическое (от лат. – рисованный красками и греч. – пишу). Письмо в качестве дополнительного к звуковой речи средства общения появилось в эпоху возникновения крупных общностей людей – племен, а затем и их союзов. В жизни людей с течением времени происходили существенные изменения в области воспитания, которые можно обнаружить, в частности, в эволюции инициационных обрядов. В новых инициационных учреждениях стала осуществляться подготовка будущих военачальников, жрецов, врачевателей и т. д. Они, как показывают этнографические данные, представляли собой своего рода закрытые школы. На тот момент истории, педагогами выступали жрецы – «наставники народа». Их деятельность включала в себя обучение мифологии, религии, астрономии, знаниям окружающего мира, военное дело и т. д. Но усилившееся разделение труда, выделение различных ремесел вызвало необходимость специализированного обучения, которое в свою очередь стало приобретать общественное значение. Профессиональная квалификация постепенно становится достоянием семьи и соответствующего социального слоя, тщательно охраняется от «непосвященных», поскольку это важно для семьи и данной социальной группы в целом. В результате семья ремесленника-мастера превращалась в центр профессионального ученичества.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Компьютерные программно-методические материалы по физике
Мультимедийный электронный учебник для школьного курса физики. Содержит разноуровневые задачи, демонстрации физических явлений методами компьютерной анимации, компьютерное моделирование физических за ...

Система начального профессионального образованием
Начальное профессиональное образование - это основание всей пирамиды подготовки кадров. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, слу ...

Дисграфия как предмет исследования
Для обозначения недостатков письменной речи употребляют термин "дисграфия" — от лат. "графо" — пишу, частица "дис" указывает на качественное нарушение процесса. Дисграфи ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru