Особенности развития наглядно-образного, словесно-логического и творческого мышления школьников младшего школьного, младшего подросткового и старшего подросткового возраста

Статьи о педагогике » Динамика развития синестезии в речевой деятельности школьников 6,8,10 классов » Особенности развития наглядно-образного, словесно-логического и творческого мышления школьников младшего школьного, младшего подросткового и старшего подросткового возраста

Мышление – процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности, выступает как понимание речевой продукции (устной и письменной).

Познание человеком окружающего мира осуществляется в различных формах мышления. Предметы воздействуют на органы чувств и вызывают в мозгу ощущения, восприятия, представления.

В школьный период наибольшее развитие получают наглядно-образное, словесно-логическое и творческое мышление, которые непосредственно связаны с формированием речевых и синестетических способностей.

Активный переход к наглядно-образному мышлению осуществляется с помощью речи. Слова помогают выделять в объектах существенные связи и свойства, они обозначают действия, которые надо совершать. С увеличением словарного запаса формируются сложные образы предметов и явлений, которые включают в себя не только внешние свойства, но и скрытые, которые закреплены в словах и не могут быть выражены в образах.

Переход к словесно-логическому и творческому мышлению осуществляется с опорой на наглядно-образное. При словесно-логическом мышлении осуществляется значительный отрыв от реальных ситуаций и предметов, оно позволяет оперировать лишь отдельными свойствами и связями. Окончательно оно формируется именно в подростковый период, где ученик операции мышления применяет не к реальным предметам или представлениям, а к понятиям, суждениям и умозаключениям.

Творческое мышление, опираясь в своем развитии на словесно-логическое, формируется у детей младшего подросткового возраста и предполагает наличие у личности способностей, в том числе и речевых, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью, что, прежде всего, относится к проявлению у каждого какого-либо типа синестезии.

В заключение стоит отметить, что ведущую роль в развитии этих видов мышления в дошкольный период играют родители ребенка, в школьный период – учитель, грамотно организующий учебный процесс. На уроках развития речи он направляет внимание ребенка на существенные черты того или иного языкового явления, знакомит с их особенностями и учит оперировать необходимыми понятиями, выстраивая связный монологический ответ. Без овладения соответствующими речевыми приемами познавательная активность школьника нивелируется, что приводит к снижению грамотности и успеваемости в целом.

Во II главе были рассмотрены особенности речевого развития детей на разных возрастных этапах. В параграфе 2.1. приведена схема периодизации психического развития в детстве Д.Б. Эльконина, перечислены и охарактеризованы все этапы речевого развития детей. Особое внимание уделено особенностям речевого развития школьников младшего школьного, младшего подросткового и старшего подросткового возраста.

В тесной связи с речевым развитием были перечислены особенности развития наглядно-образного, словесно-логического и творческого мышления школьников младшего школьного, младшего подросткового и старшего подросткового возраста, проанализированы этапы их формирования у школьников. Были выявлены факторы, оказывающие влияние на развитие приведенных типов мышления, ведущими из которых являются родители и школьное воспитание и образование.

Статьи по теме:

Анализ учебно-методической литературы
1) И.Ф. Шарыгин “Задачи по геометрии (Планиметрия)” Книга, состоящая из двух частей, включает более 600 задач по планиметрии. Вторая часть содержит параграф, посвященный теме геометрических мест точе ...

План работы кружка «Художественная обработка дерева»
Целью занятий в кружке «Художественная обработка дерева» является воспитание у детей интереса к искусству обработки дерева, развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса, фо ...

Материально-техническое обеспечение уроков по легкой атлетике
Для полноценных занятий легкой атлетикой необходимы спортивные сооружения, оснащенные соответствующим инвентарем и оборудованием. В летнее время ими могут быть стадион или пришкольная площадка с бего ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru