Результатом реализации этих этапов должна стать коммуникативная (речевая) личность. Коммуникативная личность – совокупность разноуровневых характеристик коммуникативного поведения отдельного коммуниканта или типа коммуникантов. Для коммуникативной личности характерны три уровня развития (по Ю.Н. Караулову):
· уровень кода (лексикон, запас слов и знаков иных видов, умение их использовать, в т.ч. ошибки, т.е. вербальный опыт);
· когнитивный уровень (личностная картина мира, система ценностей, излюбленные обороты речи, т.е. познавательный и социальный опыт);
· прагматико-мотивационный уровень (намерения коммуниканта, коммуникативные установки, коммуникативные способности, т.е. ситуативный опыт).
Таким образом, речевая личность – человек, свободно владеющий своей речью, грамотный и общительный. Но для формирования такой личности необходима большая работа родителей и учителей. Речевое развитие школьников — это важнейший аспект в формировании социально активной личности, способной к пониманию себя и других, творческой, гибкой, легко адаптирующийся к меняющимся условиям жизни. Огромную роль в становлении коммуникативной личности играют уроки русского языка, риторики, литературы, мировой художественной культуры, на которых школьники развивают свои речевые, синестетические способности, расширяют кругозор и пополняют словарный запас.
Статьи по теме:
Ведущие направления словарной работы с детьми
дошкольного возраста
дидактический словарь дошкольный упражнение Анализ особенностей освоения детьми лексики позволяет выделить в словарной работе несколько направлений: 1) овладение словами, обозначающими предметы и явл ...
Поисковая активность как основа исследовательского
поведения индивида
Генетически предопределенная потребность исследовать окружающий мир – одна из самых удивительных особенностей психики живых существ. Природа наделила этим не только людей, но и животных. Стремление к ...
Зарождение воспитания в древнейших государствах и появление первых учителей
В глубинах народной памяти зафиксированы вековые обычаи и традиции, в том числе и педагогические, в форме различных видов устного народного творчества: песен, сказок, легенд, былин, поговорок и т. д. ...