Понятие синестезии

Страница 1

Процесс сенсорного развития человека начинается с ощущений. Это процесс получения информации через органы чувств. Существуют пять органов чувств, которые имеют сложное строение. Каждый из них устроен так, чтобы получать только какую-то часть информации из всего информационного потока, определенный ее вид, который содержит сведения об одном или двух свойствах предметов. Кроме зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания – ощущений, которые имеют органы чувств, у человека есть рецепторы, чувствительные клетки, которые получают другую информацию. Однако на протяжении многих лет ученые сталкивались с явлениями, при которых ощущения людей синтезировались самым необычным образом.

Около ста лет назад заговорили о так называемом «цветном слухе», «цветном зрении», «цветном обонянии» и других необычных явлениях. В то же время впервые был введен сам термин «синестезия», под которым в то время психологи и языковеды понимали только «цветной слух».

И в настоящее время этот феномен, который проявляется у большинства людей хотя бы одним из существующих типов, исследован мало. Некоторые ученые полагают, что суть явления заключается в том, что в момент работы одного из рецепторов у человека «включается» новое, еще неизвестное чувство.

Под синестезией (от греч. synalsthesis – совместное чувство, одновременное ощущение) понимается «явление, состоящее в том, что какой-либо раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение специфичное для данного органа чувств, но одновременно еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств. По своей природе синестезия, по-видимому, представляет усиленное взаимодействие анализаторов». Явления окружающего мира человек воспринимает всеми органами чувств, соответственно, комбинаций между ними может быть довольно большое количество, причем каждая комбинация может быть при этом определенным видом синестезии.

В последнее время появляются достаточно интересные исследования на эту тему, огромной популярностью пользуются «Школы чувств», в которых люди учатся развивать свои синестетические способности. Развивая в себе каждое из чувств, человек глубже познает действительность. И чем раньше эти способности начнут развиваться, тем успешнее будет развитие и дальнейшее обучение человека, чем сейчас начинают активно пользоваться методисты при разработке обучающих программ по разным учебным предметам для школьников, начиная с младших классов.

Современные психолингвисты утверждают, что человек познает мир с помощью пяти органов чувств в следующем процентном соотношении:

Диаграмма 1

Если исходить из этих данных, полученных опытным путем, учебный процесс в школе, как правило, строится на аудиовизуальном восприятии. Методисты рекомендуют для успешного усвоения материала задействовать именно эти два уровня восприятия. Но всё чаще становится очевидным, что для достижения учебных целей только аудиовизуальной подачи материала недостаточно. Для полноценного коммуникативного, творческого, эстетического развития ребенка необходимо в процессе обучения активировать по возможности все виды чувств. Естественно, задействовать в полной мере обоняние и вкус невозможно, но включать какие-либо упражнения в качестве домашнего задания, внеклассных мероприятий всё же необходимо.

Процесс развития ребенка происходит под влиянием различных факторов, в школе он активно вступает в диалог с учителем и одноклассниками. В ходе этого общения и становится возможным выявить различные виды синестем у школьников, типология которых подробно рассмотрена в параграфе 1.3.

Важно отметить, что в процессе развития речи школьников формируются и развиваются синестетические способности, которые наиболее активно проявляются в старшем подростковом возрасте.

Напомним, что попыток интерпретировать явление синестезии в науке было достаточно много. Еще в Средневековье люди стали замечать связь между звучанием и цветовой гаммой. Язык и музыка стали неотрывно связываться с живописью. Описание синестезии стало считаться стилевой доминантой таких литературных направлений, как романтизм и символизм, в живописи – импрессионизм.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Организация и проведение профориентационной работы
В качестве результатов контрольного эксперимента приводятся данные, полученные в конце восьмого класса, в конце 9-го и конце 10-го класса. Таким образом, это даёт нам возможность отследить эффективно ...

Воспитательная работа по нравственному воспитанию
В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. В этом плане в школе с ...

Взаимосвязь педагогической науки и практики
Педагогическая практика – это непосредственная деятельность учителей и воспитателей, предъявляющая свои требования как к субъектам и объектам педагогики, собственно качеству учебно-воспитательного пр ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru