Понятие синестезии

Страница 1

Процесс сенсорного развития человека начинается с ощущений. Это процесс получения информации через органы чувств. Существуют пять органов чувств, которые имеют сложное строение. Каждый из них устроен так, чтобы получать только какую-то часть информации из всего информационного потока, определенный ее вид, который содержит сведения об одном или двух свойствах предметов. Кроме зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания – ощущений, которые имеют органы чувств, у человека есть рецепторы, чувствительные клетки, которые получают другую информацию. Однако на протяжении многих лет ученые сталкивались с явлениями, при которых ощущения людей синтезировались самым необычным образом.

Около ста лет назад заговорили о так называемом «цветном слухе», «цветном зрении», «цветном обонянии» и других необычных явлениях. В то же время впервые был введен сам термин «синестезия», под которым в то время психологи и языковеды понимали только «цветной слух».

И в настоящее время этот феномен, который проявляется у большинства людей хотя бы одним из существующих типов, исследован мало. Некоторые ученые полагают, что суть явления заключается в том, что в момент работы одного из рецепторов у человека «включается» новое, еще неизвестное чувство.

Под синестезией (от греч. synalsthesis – совместное чувство, одновременное ощущение) понимается «явление, состоящее в том, что какой-либо раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение специфичное для данного органа чувств, но одновременно еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств. По своей природе синестезия, по-видимому, представляет усиленное взаимодействие анализаторов». Явления окружающего мира человек воспринимает всеми органами чувств, соответственно, комбинаций между ними может быть довольно большое количество, причем каждая комбинация может быть при этом определенным видом синестезии.

В последнее время появляются достаточно интересные исследования на эту тему, огромной популярностью пользуются «Школы чувств», в которых люди учатся развивать свои синестетические способности. Развивая в себе каждое из чувств, человек глубже познает действительность. И чем раньше эти способности начнут развиваться, тем успешнее будет развитие и дальнейшее обучение человека, чем сейчас начинают активно пользоваться методисты при разработке обучающих программ по разным учебным предметам для школьников, начиная с младших классов.

Современные психолингвисты утверждают, что человек познает мир с помощью пяти органов чувств в следующем процентном соотношении:

Диаграмма 1

Если исходить из этих данных, полученных опытным путем, учебный процесс в школе, как правило, строится на аудиовизуальном восприятии. Методисты рекомендуют для успешного усвоения материала задействовать именно эти два уровня восприятия. Но всё чаще становится очевидным, что для достижения учебных целей только аудиовизуальной подачи материала недостаточно. Для полноценного коммуникативного, творческого, эстетического развития ребенка необходимо в процессе обучения активировать по возможности все виды чувств. Естественно, задействовать в полной мере обоняние и вкус невозможно, но включать какие-либо упражнения в качестве домашнего задания, внеклассных мероприятий всё же необходимо.

Процесс развития ребенка происходит под влиянием различных факторов, в школе он активно вступает в диалог с учителем и одноклассниками. В ходе этого общения и становится возможным выявить различные виды синестем у школьников, типология которых подробно рассмотрена в параграфе 1.3.

Важно отметить, что в процессе развития речи школьников формируются и развиваются синестетические способности, которые наиболее активно проявляются в старшем подростковом возрасте.

Напомним, что попыток интерпретировать явление синестезии в науке было достаточно много. Еще в Средневековье люди стали замечать связь между звучанием и цветовой гаммой. Язык и музыка стали неотрывно связываться с живописью. Описание синестезии стало считаться стилевой доминантой таких литературных направлений, как романтизм и символизм, в живописи – импрессионизм.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Виды дидактических игр и лексических упражнений
дидактический словарь дошкольный упражнение Игра – основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, играя, он познает мир, людей, играя, ребенок развивается. В современной педагогике существу ...

Требования к организации игр детей
В игре должна быть обеспечена двухпозиционность: сочетание ситуативной (воображаемой) и надситуативной (смысловой) позиции. Иначе это будет не игра, а действия по правилам. Важно также, по мнению Е.Е ...

Логопедия об особенностях и возможностях овладения письменной речью
Дисграфией называют стойкую неспособность овладеть навыками письма по правилам графики (т.е. руководствуясь фонетическим принципом письма), несмотря на достаточный уровень интеллектуального развития ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru