Формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и мотивов учения

Статьи о педагогике » Процесс овладения знаниями » Формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и мотивов учения

Овладение изучаемым материалом и умственное развитие учащихся происходит только в процессе их собственной активной учебно-познавательной деятельности. Но когда же учащихся сам тянется к знаниям? Тогда когда он переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес к овладению изучаемым материалом. В этот отношении весьма глубокий смысл имеют слова выдающегося французского физика Паскаля: ученик – это не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который надо зажечь.

Как же нужно формировать у учащихся потребность в учении? На формирование потребности оказывает влияние целая совокупность педагогических факторов и методических приёмов. Весьма действенным фактором в этом отношении является личность учителя, его эрудиция и мастерство преподавания. В этом случае срабатывает психологический механизм подражания, и учащиеся переживают внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем своих знаний, что и стимулирует их к более активному учению.

Формированию потребности в учении способствует доброжелательное отношение учителя к учащимся, основанное на уважении и требовательности к ним. Уважение учителя способствует укреплению у учащихся чувства собственного достоинства, проявлению благожелательности к учителю, что побуждает их старательно овладевать его предметом. Требовательность же уважаемого учителя позволяет им переживать недостатки в своём учении и поведении и вызывает стремление к их преодолению.

Для развития потребности большое значение имеют специально используемые для этого учителем методические приёмы обучения: демонстрация наглядных пособий, технических средств обучения, привлечение в процессе изложения нового материала ярких примеров и фактов, создание проблемных ситуаций, возбуждающих у учащихся внутренние противоречия между вновь возникающими познавательными задачами и недостаточным уровнем имеющихся знаний для их решения.

Существенное влияние оказывает та общая закономерность воспитания, согласно которой активная деятельность учащихся стимулируется радостью достигаемых успехов в учении. Каждый учащийся живёт надеждой и стремится к успешному овладению знаниями. Если эти надежды и стремления сбываются, у учащихся крепнет уверенность в своих силах. В тех же случаях, когда ученик начинает отставать, когда трудности в учении не только не преодолеваются, но и нарастают, он теряет веру в успех и ослабляет свои усилия. В этом смысле не теряет своей педагогической актуальности мысль Я.А.Коменского о том, что учиться должно, быть легко и приятно. Трудное же учение, как правило, бывает малопродуктивным и зачастую совсем убивает желание не только учиться, но и посещать школу.

Статьи по теме:

Динамика развития внеклассной работы в России
Появление первых организованных форм внеурочной работы с детьми специалисты относят к 30-м годам XVIII столетия, когда в Шляхтетском кадетском корпусе в Петербурге воспитанники организовали литератур ...

Обучение детей старшего дошкольного возраста аппликации из соломки
Следующим этапом нашей работы был формирующий эксперимент, т.е. обучение детей старшего дошкольного возраста, посещающих кружок, аппликации из соломки, который проводился в течение примерно двух меся ...

Содержание и последовательность работы над изложением
Изложение - одно из средств обучения связной речи, средств формирования и совершенствования умений, необходимых для реализации коммуникативной задачи в разных жизненных ситуациях общения. Следователь ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru