В предыдущих заданиях нужно было найти общие понятия к одному слову (более частному). А теперь нужно придумать общие понятия не к одному, а к двум словам. Как выполнить это задание? Прежде всего, нужно сравнить понятия между собой и установить, чем они похожи. Причем искать нужно сходные существенные признаки понятий, которые позволяют объединить их в одну группу. Попробуйте обобщить следующие пары понятий.
|
1. Окунь – карась |
рыбы |
|
2. Метла – лопата |
инструменты |
|
3. Лето – зима |
времена года |
|
4. Июнь – июль |
летние месяцы |
|
5. Нефть – торф |
топливо |
|
6. Собака – пчела |
живые существа |
|
7. Трава – гриб |
растения |
|
8. Нож – ложка |
столовые приборы |
|
9. Дом – дача |
здания, жилище |
|
10. Автомобиль – поезд |
транспорт |
|
11. Нога – рука |
конечности |
|
12. Сапоги – туфли |
обувь |
|
13. Пушкин – Лермонтов |
поэты |
|
14. Конфета – торт |
сладости |
|
15. Глаза – уши |
органы чувств |
|
16. Природоведение-математика |
учебные предметы |
|
17. Плюс – минус |
математические знаки |
|
18. Уменьшаемое – вычитаемое |
математические понятия |
|
19. Точка – запятая |
знаки препинания |
|
20. Дождь – снег |
осадки |
|
21. Метр – сантиметр |
единицы измерения |
|
22. Сумма – разность |
результаты математических действий |
|
23. Скорость – время |
характеристики движения |
|
24. Торф – уголь |
полезные ископаемые |
|
25. Солнце – Луна |
небесные тела |
|
26. Повесть – рассказ |
литературные произведения |
|
27. Делимое – делитель |
математические понятия |
|
28. Треугольник – пятиугольник |
геометрические фигуры |
Пары понятий можно произносить вслух, а можно предъявлять в виде карточек или напечатанными на отдельном листе. Отвечать дети могут устно или письменно.
Между понятиями может быть такое отношение: одно понятие, которое называется общим, родовым, целиком включает в себя другое, которое называется частным, конкретным, видовым. Этот тип отношений между понятиями называется род – вид.
Но возможны и другие отношения между понятиями. Например, одно понятие обозначает какой-то предмет, вещь, явление, а другое понятие обозначает часть этого предмета, вещи, явления. Так, понятие дерево обозначает нечто целое, а понятие корень – часть этого целого. Такое отношение называют отношением целое – часть.
Статьи по теме:
Исследование профессиональной направленности старшеклассников
Профориентационная работа в школе ведется со старшеклассниками в подростковом возрасте, именно в этом возрасте появляется особый интерес к себе как личности. В подростковом возрасте происходит вырабо ...
Использование дидактических игр в процессе ознакомления с природой с детьми
дошкольного возраста
Дидактическая игра, как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интере ...
Психологический взгляд на развитие подростковой агрессии
Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего возраста. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся упр ...