О готовности учителей к работе в условиях инклюзии

Статьи о педагогике » О готовности учителей к работе в условиях инклюзии

Страница 1

Идеи социальной инклюзии как путь построения справедливого, демократичного общества привлекают к себе все больший интерес и внимание, как ученых, так и специалистов-практиков. Оплотом инклюзивного общества является инклюзивное образование.

Инклюзивное (включающее) образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. Это инновация, которая делает лишь первые шаги в Республике Беларусь. Инклюзивное образование нередко сводят к образовательной инклюзии детей с особенностями психофизического развития (ОПФР). На самом деле, понятие образовательной инклюзии гораздо шире. Цель инклюзивного образования заключается в ликвидации социальной изоляции, которая является следствием негативного отношения к разнообразию с точки зрения расы, социального положения, этнического происхождения, религии, пола и способностей. Исходя из того, что образование является одним из конституционных прав человека и основой справедливого общества, инклюзивность в образовании можно рассматривать как признание ценности различий всех детей и их способности к обучению. Инклюзивность в образовании означает, что система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему.

Инклюзивное образование ставит перед современной школой много сложных вопросов и новых задач. Для его развития важно не только наличие законодательных и финансовых механизмов, необходимы изменения во всей образовательной системе, в ценностных установках, в понимании роли учителя, изменение его функций. Уже на первых этапах развития инклюзивного образования остро встает проблема неготовности учителей массовой школы (профессиональной, психологической и методической) к работе с «особыми» детьми, обнаруживается недостаток профессиональных компетенций учителей к работе в инклюзивной среде, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов педагогов.

Проблема формирования профессиональной готовности учителя к инклюзивному образованию детей исследована недостаточно, поэтому, учитывая ее важность и сложность, она требует глубокого научного изучения, что отмечено в трудах многих исследователей (С.В. Алёхина, Е.Н. Кутепова, Н.Я. Семаго и др.). Для характеристики компонентов готовности к педагогической деятельности в условиях инклюзии следует, прежде всего, рассмотреть различные подходы к трактовке понятия «готовность» в педагогической науке.

Изучение проблемы готовности к деятельности началось в 50-е годы XX века в связи с необходимостью профессионального обучения людей различным видам труда. В психологии труда, спорта, социальной, инженерной, педагогической и военной психологии содержатся материалы, характеризующие готовность человека к выполнению определенной деятельности. В понимании учёных готовность к деятельности определяется через понятия «бдительность» (В.Н. Пушкин, Л.С. Нарсесян), «мобилизационная готовность» (Ф. Генов), «боеготовность» (М.И. Дьяченко), «предстартовое состояние» (А.Ц. Пуни), «работоспособность» (Н.Д. Левитов) и др.

В описании содержания понятия «готовность к деятельности» выделяются два основных подхода: функциональный и личностный. Приверженцы личностного подхода (А.Ц. Пуни, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Р.И. Пенькова, В.А. Сластёнин и другие) под готовностью понимают проявление индивидуальных качеств личности обеспечивающее эффективность и высокую результативность профессиональной деятельности. Сторонниками функционального подхода являются: В.А. Алаторцев, Л.С. Нерсесян, В.Н. Пушкин, Д.Н. Узнадзе, В.Н. Мясищев, Н.Д. Левитов, Е.П. Ильин и другие. Сущность функционального подхода выражается в предположении, что готовность представляет собой определённое психическое состояние индивида.

Исследователи А.Л. Деркач, Е.В. Селезнева и О.В. Михайлов выделили личностно-деятельностный подход, так как изучение готовности в рамках только функционального или только личностного подхода не может полностью раскрыть сущность данного понятия. Готовность, как отмечают исследователи, нельзя сводить только к обеспечению «настроя» на деятельность или к набору профессиональных умений и навыков, или к психическому состоянию.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Ознакомление с геометрическими фигурами
В средней группе дети уже знакомились с геометрическими фигурами: квадратом, прямоугольником, треугольником, кругом; объемными телами: шаром, кубом, цилиндром. Далее эти знания будут закрепляться и у ...

Выявление уровня сформированности экологических знаний у старших дошкольников
Экологические знания – это, прежде всего, знания о взаимосвязи между растениями и животными и средой их обитания; между людьми, животными и растениями, а также способами использования природных ресур ...

История изучения нарушения письменной речи
Впервые на нарушение чтения и письма как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал А. Куссмауль в 1877 г. Затем появилось много других работ, в которых давались описания детей с различ ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru