Влияние коллективных форм учебной деятельности на мотивацию учения

Статьи о педагогике » Развитие мотивации учения у младших школьников » Влияние коллективных форм учебной деятельности на мотивацию учения

В последние годы в школе все шире применяются различные формы совместной – коллективной и групповой – деятельности учащихся на уроке. Это связано, главным образом с попытками интенсифицировать учебный процесс, сделать учебную работу учащихся более эффективной. Различные формы коллективной деятельности учащихся играют значительную роль и в становлении мотивации учения, что объясняется несколькими обстоятельствами. Использование групповых форм обучения втягивает в активную работу даже таких «глухих» учащихся, которые коллективно выполняют определенное значение. Работая в микроколлективе, каждый его член старается быть не хуже других. Ученик, работая коллективно в группе, находясь в тесном общении с ними, наблюдает, какой большой интерес вызывает его деятельность у товарищей, какую ценность представляет для них эта работа, то он сам начинает ее ценить, начинает понимать, что учебная работа может представлять значимость сама по себе. А это способствует включения ученика в активную учебную работу, которая постепенно становится его потребностью, и приобретают для него признаваемую им ценность, что приводит к становлению мотивации учения. Для формирования устойчивой положительной мотивации учебной деятельности очень важно, чтобы каждый ученик почувствовал себя субъектом учебно-воспитательного процесса, понял, что этот процесс организован для него, что цели и задачи этого процесса – его личные цели, что, наконец, он играет в этом процессе не подчиненную, а достаточно активную роль. Этому может способствовать личностно-ролевая форма организации учебного процесса, где каждый ученик выполняет определенную роль в процессе обучения (ассистента учителя, докладчика, командира бригады и т. д.). Эти роли перераспределяются. Учитель выступает главным организатором и руководителем всей этой сложной системы, но он старается быть в тени, не подчеркивать свои права, с тем, чтобы не подавлять активность и инициативу учащихся. Такая форма коллективной учебной деятельности способствует становлению мотивации этой деятельности, которая приобретает для школьников признаваемую ценность, становится необходимой и постоянной потребностью.

Различные формы коллективной учебной деятельности дают возможность дифференцировать эту деятельность для разных категорий учащихся, дифференцировать задания так, чтобы сделать их постоянными для каждого ученика.

Выбор той или иной формы коллективной и групповой деятельности зависит от возраста учащихся, особенно данного класса, наконец, от склонностей и характера учителя. Но в любом случае использование форм коллективной организации учебного процесса весьма перспективно для становления мотивации учебной деятельности.

Статьи по теме:

Методика изучения темы «Прямоугольник»
В учебнике «Геометрия 7-11» А.В. Погорелова понятие «прямоугольник» вводится в §6 «Четырехугольники» в пункте 54 «Прямоугольник»: Прямоугольник - это параллелограмм, у которого все углы прямые. В уче ...

Признаки равенства треугольников
Основная идея доказательства I и II признаков равенства треугольников в учебнике Атанасяна (4) и др. Атанасян Л.С. состоит в последовательном осуществлении наложения одного из данных треугольников на ...

Задачи по теме «Многоугольники» в материалах ЕГЭ по математике
Задачи по теме «Многоугольники» традиционно встречаются на выпускных экзаменах и в 9 классах и в 11 классах. С 2008 года математика включена в список предметов, по которым государственная итоговая ат ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru