Ведущие направления словарной работы с детьми дошкольного возраста

Статьи о педагогике » Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей » Ведущие направления словарной работы с детьми дошкольного возраста

Страница 2

На занятиях, проводимых в старшей и подготовительной к школе группах, детей знакомят с репродукциями картин русских художников. Это важное средство эстетического и нравственного воспитания. При правильном его использовании воспитатель может значительно обогатить словарь детей.

Важным средством ознакомления с окружающей действительностью, а так же словарной работы является использование художественной литературы. В художественном тексте слова и их сочетания создают яркие образы. Изобразительные средства языка (эпитеты, сравнения, метафоры и пр.) метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей. Работа над изобразительными средствами языка воспитывает внимание к слову, чуткость, понимание оттенков его значения, его скрытого смысла и эмоциональных красок.

Детский сад не ставит перед собой цель дать дошкольникам теоретические знания о средствах образной выразительности языка. Вся работа носит практический характер.

Основными приемами работы над изобразительными средствами языка являются:

– обнаружение в тексте «образных слов

– объяснение педагогом значений слов и оборотов речи;

– специальные упражнения на подбор сравнений, эпитетов и

– воссоздание образа по вопросу педагога: «Какую картину вы себе представляете?»;

– словесное рисование;

– подготовка к выразительному чтению стихотворений (отработка интонации, силы голоса и пр.) и т.д.

Однако нельзя забывать, что чрезмерное внимание к деталям языка может разрушить общее впечатление от художественного произведения. Поэтому анализ изобразительных средств языка не должен превращаться в главный вид работы при ознакомлении с художественной литературой. Необходимо стремиться к тому, чтобы работа над средствами языка органически вплеталась в систему художественного анализа произведений, подчеркивая их идейное содержание.

Прекрасным средством обогащения словаря детей служат загадки, пословицы, поговорки и фразеологизмы.

Широко распространенным методом словарной работы являются дидактические игры, через которые в памяти детей закрепляется знание предметов и их названия. Подбор материала для дидактических игр определяется задачами словарной работы. Если педагог закрепляет названия определенных предметов, то для игр следует подбирать именно эти предметы; если закрепляются названия качеств, то эти качества должны быть отчетливо видны детям.

Второе направление словарной работы – освоение содержания слова – представлено в работах В.И. Логиновой и ее учеников. Исследователи разработали методику развития словаря детей в единстве с освоением понятийного значения слова. По их мнению, развивающий эффект занятий по развитию словаря можно усилить при соблюдении такой последовательности:

Первый этап – первичное ознакомление детей с предметами окружающей действительности, формирование у них первичных общих представлений о предмете, закрепляющихся в соответствующем словаре;

Второй этап – введение в речь детей слов, обозначающих качества, свойства и отношения предметов и явлений, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

Третий этап – введение в речь детей слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов или групп предметов по существенным признакам.

Представленные этапы работы имеют место во всех возрастных группах и реализуются через систему (группы) занятий.

Первая группа занятий соответствует первому этапу словарной работы. К ней относятся все виды занятий, на которых осуществляется первичное ознакомление с предметами и явлениями (демонстрация предметов, игры типа лото или парных картинок, игры-занятия с куклой, прогулки и экскурсии), дается самое общее представление и вводится название. Общим в методике проведения этих занятий служит организация восприятия предметов, явлений в целом, отделение их от сопутствующих. При этом можно выделить следующие важные моменты:

– отбор приемов, сосредотачивающих внимание детей на объекте (появление и исчезновение предмета; организация действия с предметом, сюрпризные моменты и т.п.), что обеспечивает восприятие предмета в целом;

– совпадение названия предмета или явления с тем, на чем сосредоточено внимание ребенка, многократное его повторение;

– упражнение детей в использовании в речи определенных слов, их повторении.

При ознакомлении детей с предметами существенным должно быть развитие определенного уровня мыслительной деятельности. Овладению навыком самостоятельно познавать окружающие предметы посвящен следующий этап.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Взаимодействие организации с внешней средой
Правовой основой функционирования школы является Закон РФ «Об образовании». На МОУ СОШ №10 воздействие в форме приказов, распоряжений организационного характера оказывает учредитель – администрация В ...

Сущность понятия одаренности
Одаренность можно рассматривать с различных позиций. Если придерживаться психофизиологической точки зрения, то надо признать относительную редкость этого явления. С другой стороны, исходя из гуманнос ...

Роль и место темы «Многоугольники» в школьном курсе геометрии
В курсе геометрии VII-IX классов систематически изучаются геометрические фигуры на плоскости, причем большое внимание уделяется многоугольникам, изучению их свойств, рассмотрению величин, характеризу ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru