Влияние игры на формирование элементарных математических способностей

Страница 4

Еще одной занимательной игрой является «КОЛОМБОВО ЯЙЦО». После рассмотрении и назывании частей, определении формы и размера ребятам предлагаю найти сходства: фигуры треугольной формы с закруглением имеют сходства по форме с крыльями птиц; большие по размеру фигуры (треугольники и квадраты с закругленной стороной) похожи на туловище птиц, зверей, морских животных. Такое соотношение и сравнение частей развивает у детей воображение, умение анализировать предметы и изображения сложной формы, выделять составляющие части. Дети быстро находят решения и составляют самостоятельные фигуры по своим замыслам. В этих играх у детей развиваются сенсорные способности, пространственные представления, образное и логическое мышление, смекалку и сообразительность. У детей формируется привычка к умственному труду.

К таким же играм относится игра «ВОЛШЕБНЫЙ КРУГ».

В своей работе со старшими дошкольниками я использую сюжетно-дидактические игры, на основе математических знаний. Особую роль уделяю количественному, порядковому счету, измерению.

Изучение количественных отношений – процесс сложный и вызывает у дошкольников значительные трудности. Довольно часто дети не понимают, для чего нужно считать, измерять, причем не приблизительно, а точно. Практика показывает, что математические знания применяются в различных видах деятельности (игра, труд, обучение.) Например, в трудовой, конструктивной, изобразительной деятельности, когда ставится задача пересчитать, отсчитать, измерить. Однако эти действия включаются как дополнительное средство достижения цели (построить, нарисовать, вырезать из прямоугольника овал, из квадрата – круг.) А это создает дополнительные условия для прочного овладения математическими знаниями.

Наиболее благоприятные условия для практического использования математических знаний, на мой взгляд, могут быть Сюжетно-дидактические игры, отображающие знакомые виды трудовой деятельности: счет, знание геометрических фигур, ориентировка и измерение в которых представлены наглядно.

Воспроизведение в игре жизненных ситуаций, требующих определение количества, развивает интерес детей, побуждает их считать и измерять.

Счет и измерение – действия взаимосвязанные, их надо выполнять точно в определенной последовательности. Поэтому в игре, где используются эти математические действия, воспитатель принимает непосредственное участие, он берет на себя такую роль, которая позволяет руководить детьми, контролировать и уточнять выполняемые действия. Так, в старшей группе счет до 10 и отсчитывание предметов по заданному числу, можно закрепить в игре «Магазин». Продавцы, кассиры и покупатели определяют количество необходимых предметов с помощью счета.

Количественный состав числа из единиц осваивается в игре «Почта». Сортировщики и почтальоны раскладывают корреспонденцию по адресам, в соответствии с названными числами. В игре происходит различение порядкового и количественного счета, сравнение рядом стоящих чисел, тем самым происходит закрепление полученных на занятиях знаний. Знакомясь с составом числа из единиц в пределах 5, после 2-3 проведенных занятий в игре «Почта», дети применяют полученные знания практически. Учатся считать с предметами и без них, рассказывать о выполненном действии.

Игре «Зоопарк», где дети практически используют порядковые и количественные числительные, предшествует подготовительная работа: ознакомление с трудом взрослых, работающих в зоопарке; чтение рассказов Е. Чарушина, Б. Жидкова, С. Маршака о растительном и животном мире, о труде человека в зоопарке; рассматривается альбом «В мире животных». На доступных примерах детям раскрывается сложность работы по уходу за животными и их доставке в зоопарк: здесь необходимы смелость, находчивость, большие знания. Наряду с этим ребята узнают, что люди, работающие в зоопарке должны хорошо уметь считать: сколько всего зверей в зоопарке? Сколько животных одного вида? Сколько особей находится в одной клетке?

Ознакомление с трудом людей разных профессий, в которых счет имеет важное значение, и совместное изготовление игрового материала способствует развертыванию интереса. Причем новые игры можно объединить с уже известными. Например, игра «Зоопарк» развивается в рамках знакомых детям сюжетов с игрой «Магазин» и «Больница» и обеспечивает одновременное участие многих детей. В начале проведения игр одну из главных ролей выполняет воспитатель, чтобы лучше контролировать и направлять развитие сюжета.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Технологии профилактической социально-педагогической деятельности в работе с подростками осложненного поведения
Одним из направлений решения проблемы социально-педагогической помощи подросткам с осложненным поведением и организации системы эффективной превентивно-профилактической работы с ними является взаимод ...

Задачи по теме «Многоугольники» в материалах ЕГЭ по математике
Задачи по теме «Многоугольники» традиционно встречаются на выпускных экзаменах и в 9 классах и в 11 классах. С 2008 года математика включена в список предметов, по которым государственная итоговая ат ...

Итоги проведенной работы по обучению аппликации из соломки старших дошкольников
Для оценки эффективности предложенной нами методики был проведен контрольный эксперимент, для проведения которого использовалась та же диагностика, что и для констатирующего эксперимента - диагностик ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru