Оценка вербально-логического мышления

Страница 1

Для проведения исследования потребуются бланки методики «Исключение слов», позволяющей оценить способности испы­туемого к обобщению и выделению существенных признаков. Методика состоит из 15 серий, в каждой серии — по 4 cлова.

Экспериментатору необходимо иметь секундомер и протокол регистрации ответов.

Бланк методики «Исключение слов»

1) Книга, портфель, чемодан, кошелек

2) Печка, керосинка, свеча, электроплитка

3) Часы, очки, весы, термометр

4) Лодка, тачка, мотоцикл, велосипед

5) Самолет, гвоздь, пчела, вентилятор

6) Бабочка, штангенциркуль, весы, ножницы

7) Дерево, этажерка, метла, вилка

8) Дедушка, учитель, папа, мама

9) Иней, пыль, дождь, роса

Исследование проходит индивидуально. Начинать нужно, лишь убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять зада­ние. Инструкция испытуемому: «Три из четырех слов в каждой серии являются в какой-то мере однородными понятиями и мо­гут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово не соответствует этим требованиям и должно быть исключено. Зачеркните слово, которое не подходит по смыслу к данному ряду. Выполнять задание нужно быстро и без ошибок». Если ис­пытуемый не усвоил инструкцию, то один-два примера, но не из экспериментальной карточки, исследователь решает вместе с ним. Убедившись, что принцип работы понятен, ребенку предлагают самостоятельно выполнить задание — вычеркнуть на бланке под­лежащие исключению слова. Экспериментатор фиксирует время и правильность выполнения задания в протоколе.

Выполнение задания оценивается в баллах в соответствии с ключом: за каждый правильный ответ — 2 балла, за неправиль­ный - 0.

Ключ

1) книга, 2) свеча, 3) очки, 4) лодка, 5) пчела, 6) бабочка, 7) дерево, 8) учитель, 9) пыль.

2) Время выполнения задания рассчитывается с учетом поправки Т.

Таблица 1

Поправка Т на время выполнения задания

Время, с

Поправка Т на время, баллы

<250

0

250-330

-3

>330

-6

Интегральный показатель вербально-логического мышления А, объединяющий показатель продуктивности В и время выпол­нения задания с учетом поправки Т вычисляется по формуле

А = В + Т.

Получив индивидуальные данные по показателю вербально-логического мышления, можно подсчитать среднюю арифмети­ческую по группе в целом. Для получения групповых (возрастных) различий необходимо сопоставить рассчитанные эксперименталь­ные показатели между собой. Для сопоставления полученного показателя вербально-логического мышления с другими харак­теристиками мышления (образного), а также для интериндиви­дуального анализа нужно осуществить перевод абсолютных зна­чений в шкальные оценки по табл. 2

Таблица №2

№ п\п

Ф. И. учащегося

Задание

Общий результат (балл)

Уровень развития вербально-логического мышления

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Кушнерев

Александр

+

+

+

+

+

+

+

-

-

9

высокий

2

Данилина Дарья

+

+

+

+

+

-

-

-

-

5

средний

3

Кирпичев

Алексей

+

+

+

+

+

-

-

-

-

4

средний

4

Мирошников Валерий

+

+

+

+

-

-

-

-

-

4

средний

5

Еременко Марина

+

+

+

-

-

-

-

-

-

4

средний

6

Сулейманов Ренат

+

+

+

+

+

+

+

+

-

8

высокий

7

Тихонов Денис

+

+

+

+

+

-

-

-

-

6

средний

8

Черкашин Сергей

+

+

-

-

-

-

-

-

-

1

низкий

9

Тенизбаев Никита

+

+

+

+

+

+

+

+

-

8

высокий

10

Питимко Артем

+

+

-

-

-

-

-

-

-

0,8

низкий

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Реализация комплекса методических мероприятий организации взаимодействия ДОУ и семьи по развитию лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
Успешность процесса развития лексико-грамматического строя речи во многом зависит от правильно организованной совместной работы воспитателя и родителей детей. Комплексный подход предполагает активное ...

Типология синестем
Проблема типологии синестем уже несколько десятилетий находится в центре внимания психолингвистов. До сих пор не создана единая типология, нет точных критериев для их выделения, не разведены понятия ...

Типология языковых способностей
Вербальные способности - вербальный интеллект. Степень выраженности у индивида словесно-логического (вербального) мышления, способности использовать язык, речь как средство оформления мыслей. Вербаль ...

Навигация

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru