Технологии профилактической социально-педагогической деятельности в работе с подростками осложненного поведения

Статьи о педагогике » Социально-педагогические технологии в работе с подростками осложненного поведения » Технологии профилактической социально-педагогической деятельности в работе с подростками осложненного поведения

Страница 3

2) Выработка навыков самозащиты (обучение умению постоять за себя не унижая других, обучение умению избегать неоправданного риска, умению сказать "нет").

3) Предупреждение возникновения проблем (развитие навыка регуляции эмоций, решения конфликтных ситуаций, сопротивление давлению извне).

Профилактическая программа будет эффективной, если будут выполняться следующие условия:

программы не только должны давать знания, но и развивать полезные социально-психологические навыки, отрабатывать схемы поведения в различных ситуациях;

хорошо подготовленные педагоги, пользующиеся авторитетом и доверием детей (это более эффективно, чем приглашение специалистов, сверстников);

необходимо помнить, что сенсационность сообщений, тактика запугивания или простое преувеличение правды обычно расходятся со взглядами детей на окружающую действительность и вызывают недоверие и сомнение в достоверности источника. Требуется достоверность, научность, но не избыточность информации;

предъявленные осторожно, достоверные сведения о разных сторонах, плюсах и минусах явления дают больший эффект, чем однобокая информация, особенно если дети столкнутся с противоречивыми и альтернативными фактами;

активное участие детей в обсуждении, в специально моделируемых ситуациях;

важно задействовать не только познавательную сферу, но и моральную (нравственная оценка), эмоциональную (чувства) и поведенческую;

полезно привлечение родителей и специалистов.

Ранняя профилактика осложненного поведения подростков предполагает выявление психологического дискомфорта. От социального педагога требуется внимательное изучение личности ребенка, выявление особенностей его развития, исследование ближайшего окружения. Отклонения от нормы в социальном самочувствии подростка должны фиксироваться, и такой ребенок требует индивидуального подхода. Информация такого рода должна носить конфиденциальный характер и быть доступной только специалистам.

Рассмотренные выше технологии профилактической деятельности могут использоваться с подростками, в поведении которых наблюдаются самые различные отклонения. Одним из таких отклонений, к примеру, является денежное воровство. Что может использовать социальный педагог в качестве профилактических мер по искоренению этого негативного явления и как он должен реагировать на него? Полезные советы в этом плане дает социальному педагогу Е.Г. Лиманская, которая опубликовала в журнале "Сацыяльна-педагагiчная работа" ряд статей по данной проблеме.

Прежде всего социальный педагог должен установить вид воровства. "Острое воровство" - это обнаружение родителями или педагогами серьезного, первого, по их мнению, случая детского воровства. Социально-педагогическая помощь здесь традиционна: установление запрета на воровство; возложение ответственности на ребенка за совершения действий и устранение его последствий; выявление и устранение причин.

"Хроническое воровство" может протекать в различных условиях. Во-первых, родители знают о действиях ребенка, но не сообщают ему об этом, надеясь, что он сам исправится. Во-вторых, окружающие лица, обнаруживающие действия ребенка, постоянно ругают его, не доводя свои воспитательные воздействия до завершения, часто меняя свои требования: то прощают, то наказывают. В первом случае необходимо поступать также, как и при "остром воровстве". А во втором случае беседа должна протекать иначе.

Но в целом существуют такие меры профилактики воровства, которые наиболее часто оказываются эффективными, вне зависимости от конкретного случая. Это, во-первых, не провоцировать ребенка, не оставлять его одного рядом с чужой вещью, которая ему понравилась. Во-вторых, не проявлять постоянную тревожность относительно того, что ребенок может совершить воровство. В-третьих, спокойно отвечать на вопросы подростка о воровстве. И в-четвертых, четко, в доступной пониманию подростка форме, реагировать на любые стремления взять что-то, не принадлежащее ему.

Система профилактики включает в себя работу социального педагога как по выявлению учащихся "группы риска", определению причин осложненного поведения, так и по устранению причин осложненного поведения подростка: изменение характера личных отношений со сверстниками и взрослыми, вовлечение "трудных" подростков в различные виды деятельности, изменение условий семейного воспитания. Важно, чтобы в профилактической деятельности с подростками принимало участие большое количество людей: школьная администрация, классные руководители, родители, работники учреждений дополнительного образования, сотрудники органов внутренних дел. Успех во многом зависит от единства всех перечисленных выше участников образовательного процесса.

Страницы: 1 2 3 

Статьи по теме:

Содержание работы по формированию графомоторных навыков у учащихся 1 класс с дизартрией
Часто общаясь с ребенком родители не замечают – как он говорит. Им важнее – что скажет малыш. Бытовая ситуация не требует развернутого текста. Родители, как правило, находятся в постоянном диалоге с ...

Основные барьеры на пути развития качественного образования
1. Отсутствие возможности для развития частного образования В Беларуси созданы крайне неблагоприятные условия для развития частного начального, среднего и высшего образования. Государство блокирует к ...

Определение целевого компонента обучения
Организация процесса обучения, прежде всего связана с чётким определением его целей, а также осознанием и принятием этих целей учащимися. Цели обучения – это не что иное, как идеальное (мысленное) пр ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru