Единого подхода к трактовке категории «правовая культура и ее структурных компонентов, содержания, функций не существует, в силу того, что понятие правовой культуры многогранно. Насчитывается более 250 ее определений. Особенностью правовой культуры является то, что она представляет собой не право или его реализацию, а комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц.
«Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем, качественное состояния правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также в степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека».
«Правовая культура — это качество правовой жизни общества и степень гарантированности государством и обществом прав и свобод человека, а также знание, понимание и соблюдение права каждым отдельным членом общества». Под правовой культурой мы понимаем «определённый уровень правового мышления и чувств восприятия правовой действительности», а также «надлежащую степень знания населением законов и высокий уровень уважения норм права, их авторитета». Правовая культура включает в себя «специфические способы правовой действительности (работа правоохранительных органов, конституционный контроль и т.д.)», законы и системы законодательств, судебная практика как результат правовой деятельности. Изобретение законов тоже следует понимать как правовую ценность. Некоторые учёные уподобляют этот процесс по своей значительности появлению колеса. «Закон как инструмент организации общественных отношений — пока непревзойдённое и всеобъемлющее средство социального регулирования и контроля».
Существуют и другие позиции в отношении понятия «правовая культура». Но как видно, во всех определениях правовая культура выступает как явление социальное, невозможное без человека и его деятельности, без прогрессивной направленности этой деятельности и передового мышления. Данное понятие представляет собой сложное и многогранное явление. Важно отметить, что правовая культура:
1) включает в себя ценностную оценку правовых институтов, процессов, форм, деятельности конкретного общества. Другими словами, она характеризует правовые ценности общества, прогрессивные достижения в сфере права;
2) отражает качественное состояние правовой жизни страны. Поэтому для каждого государства характерен свой уровень правовой культуры;
3) является высшей формой осознания интересов и потребностей общества в правовом регулировании, следовательно, право представляет собой социальную ценность, своего рода юридическое богатство;
4) составляет часть общей культуры. Вместе с тем она занимает самостоятельное, обособленное место в социокультурном пространстве;
5) во многом зависит от нравственности общества и нравственных качеств людей, осуществляющих правовую деятельность;
6) служит непременным условием и предпосылкой формирования правового государства и правового общества в целом.
Правовая культура может быть рассмотрена с двух сторон: личной, когда акценты смещаются на личностные свойства и качества, и общественной, когда обращается внимание на функционирование социального организма в его целостности. «В правовой культуре индивида присутствуют элементы её логической структуры — нормативные суждения или деонтические модальности. Нормативные суждения складываются на фундаменте правовых знаний, оценок и содействуют саморегулированию правового поведения личности».
Правовая культура тесно связана с правосознанием, опирается на него. Но правовая культура шире правосознания, т.к. включает в себя не только идеологические и психологические элементы, но и юридически значимое поведение.
Правовая культура является сферой общечеловеческой культуры и, подобно тому как общенациональная культура придает целостность и интегрированность общественной жизни в целом, правовая культура диктует каждой личности принципы правового поведения, а обществу – систему правовых ценностей, идеалы, правовые нормы, обеспечивающие единство и взаимопонимание правовых институтов и организаций.
Статьи по теме:
Особенности проведения кружка «Изонить»
Хорошо организованная, продуманная деятельность ребенка в кружке помогает ему стать инициативным, последовательным, усидчивым, доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задач ...
Проблемы МПМ
Развитие нашей школы на современном этапе поставила перед МПМ ряд новых проблем: разработка и обоснование содержания математики как учебного предмета в условиях дифференцированного обучения; коренное ...
Методика изобразительной деятельности и роль оригами
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных ...